С другой стороны, в Великобритании Национальный союз учителей рекомендует НЕ добавлять своих учеников «в друзья» совершенно по другим причинам. Как сообщает The Daily Mail, это предупреждение должно обратить внимание учителей на опасность быть униженными детьми в социальных сетях. Дело в том, что в Британии участились факты неуважительного поведения учеников в Интернете по отношению к своим преподавателям. Стоит ли вводить подобные запреты и у нас?
В советской школе за основу всегда брали дистанцированные отношения между учителем и учеником. Учитель стоял на некоем пьедестале. Если вспомнить фильм «Доживем до понедельника», молодая преподавательница, влюбленная в бывшего классного руководителя, а теперь коллегу, переживает, как ей «соблюдать дистанцию». Но времена меняются, сегодня учитель сошел со своего постамента и превратился из «истины в последней инстанции» в наставника и друга. Дети также изменились, они переместились из дворов в виртуальное пространство. К сожалению, многие учителя уже безнадежно отстали в этой области знаний от своих учеников, а для современного педагога это непозволительная роскошь. Фраза: «Да я так уже двадцать лет работаю, и, слава богу, все замечательно» не годится по одной простой причине: дети уже не такие, как двадцать или даже десять лет назад. Что же делать учителям? Как понять современного ребенка? Социальная сеть - вот самый очевидный ответ. Страничка человека позволяет узнать о нем практически все: от хобби и любимой музыки до мыслей и настроения в каждый конкретный момент жизни. Вы не знаете, как ребенок проводит свободное время, с кем он общается? Откройте новостную ленту, там он весь как на ладони со своими проблемами, чувствами и переживаниями. Сколько раз и учителя, и родители пеняют себе за то, что не знают, о чем они думают, и что они ничего не рассказывают. А они рассказывают, но своим способом, не таким, как нынешние взрослые когда-то. Девичьи дневники превратились в статусы, комплименты - в «лайки» под фотографиями, а споры - в комментарии в темах. Упускать такой ценный источник информации и общения просто нельзя. Для учеников учитель превращается в живого человека, который следит за их жизнью, знает о них, а порой и разделяет их увлечения. То, что учитель «оценил» фотографию, ребенок рассматривает как интерес к нему и к его жизни. Одно простое действие порой показательнее для него, чем произнесенная на уроке фраза: «Ты мне интересен». Слово учителя превратилось в действие, а это, согласитесь, намного важнее. Нельзя забывать о самых крайних случаях, например, тысячи групп проповедуют суицид как способ избавления от проблем. Известны случаи, когда, поддавшись влиянию подобных людей, подростки, оставляя электронные записки, кончали жизнь самоубийством. Будь хоть один учитель «в друзьях» у подобного ребенка, мог бы он НЕ заметить этого? Да, конечно же, нет. Этим детям могла быть оказана своевременная психологическая поддержка.
С другой стороны, подобная дружба накладывает определенные обязательства на учителя. Дети смотрят на него как на образец поведения, учитель должен строго следить за всеми своими действиями, ему приходится ограничивать себя в желании выложить все напоказ. Тут встает сложный вопрос: готовы ли учителя ограничивать свое право на личную жизнь? Для чего они заводят страничку в социальной сети? Если для того, чтобы делиться фотографиями недавних вечеринок и пляжного отдыха с друзьями, то должны быть строгие настройки приватности, вымышленное имя и, конечно, никакой дружбы с детьми. Если они готовы себя в чем-то ограничить и получить что-то взамен, то ничего плохого в этом нет.
Каждый должен решить это для себя сам. И только сам. Нельзя заставлять человека идти на общение, если он этого не хочет. Но и ограничивать не стоит. Тут стоит опереться на здравый смысл и чувство ответственности каждого из нас. Уж если родители доверяют учителям своих детей «во плоти», то почему бы не доверять им и здесь?