Одним из первых, кто поднял эту проблему в педагогике, был Ян Амос Коменский. Он считал, что правильное воспитание должно быть природосообразным. Великий педагог призывал в искусстве «учить всех всему», исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Обучение он считал искусством и разработал 9 правил искусства обучения наукам:
- Всему, что должно знать, нужно обучать.
- Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся как вещь действительно существующую и приносящую определенную пользу.
- Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.
- Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путем изучения причинных связей.
- Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.
- Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.
- Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном.
- На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.
- Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым.
Как считал Коменский, есть три причины трудности в обучении:
- Рабский способ постановки занятий.
- Порочный способ изучения вещей - когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах.
- Несовершенство метода.
На мой взгляд, именно из-за несовершенства метода, недостаточности понимания сути проблемы многие педагоги боятся или просто не хотят включать детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательный процесс массовых школ. А ведь много лет назад известный канадский педагог и общественный деятель, основатель международной гуманитарной организации «Ковчег», которая оказывает помощь людям с проблемами умственного развития, Жан Ванье в своей работе «Из глубины» написал замечательные строчки, следовать которым, на мой взгляд, необходимо всем людям:
«Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить».
В настоящее время в систему образования введено такое понятие, как инклюзивное образование, оно сформировалось из убеждения в том, что образование основное право человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств и проблем.
Инклюзивное образование - это, если можно так сказать, целая философия взглядов, мы, современные педагоги, должны об этом знать, иметь об этом представление и свое мнение. Это еще процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого, и увеличения степени участия всех граждан в социуме, причем в первую очередь имеющих трудности в физическом развитии.
В связи с этим возникает несколько актуальных вопросов:
    Что означают понятия «инклюзия» и «инклюзивное обучение», отражающие изменения, которые происходят в общественном сознании?
    Что дает инклюзия для развития образования и общества, нужна ли она?
    Готово ли наше общество к повсеместному внедрению инклюзивного образования?
И опять, при рассмотрении данного вопроса, мы можем опереться на концепцию Яна Амоса Коменского. «Мы, - говорил он, - решили везде идти за природой...».
Термины «интегрированное образование» и «инклюзивное образование» педагоги, специалисты часто используют как взаимозаменяемые, тем не менее в философии между этими понятиями огромная разница. Понимание различий между ними позволит педагогическим коллективам определить предназначение образовательных учреждений и свои цели в обучении детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование базируется на таких принципах:
    Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
    Каждый человек способен чувствовать и думать.
    Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
    Все люди нуждаются друг в друге.
    Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
    Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
    Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
    Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
    Все обучающиеся должны быть успешными.
    Внимание педагога фокусируется на возможностях и сильных сторонах ребенка.
Москва - это город равных возможностей. Она подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, в том числе с особыми потребностями. Я учитель-логопед в массовой общеобразовательной школе и знаю, что детей с нарушениями различных компонентов языковой системы с каждым годом становится все больше и больше. А ведь их тоже можно отнести к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, ведь их проблемы, связанные с речевым развитием, очень сильно могут повлиять на их социализацию и коммуникацию. В своей работе я стараюсь помочь таким деткам и сделать все, чтобы каждый из них смог реализовать свою мечту!

Наталья ЗУЕВА,
учитель-логопед начальной школы - детского сада №1886