Мы знаем, что профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных. Но в настоящее время так ее воспринимают не все. Нет ничего удивительного, когда высказывается мнение, что это самая стрессовая профессия.
Да, профессия учителя сложна, а профессия современного учителя - тем более. Жизнь в условиях постоянного школьного стресса, при высокой информатизации усложняет профессиональную работу учителя, которому приходится работать с постоянным напряжением и в дефиците времени.
Сверхурочная работа, большое количество детей, важность решаемых проблем, чрезмерное количество заполняемой документации, порой недостаточная самостоятельность в принятии решений, низкое вознаграждение за труд - серьезные причины для развития профессионального стресса не только у начинающих педагогов, но и у учителей со стажем.
Кого сейчас удивишь стрессом и кто его не испытывает, так скажет скептик. Стресс - обычное и часто встречающееся явление. Все мы временами испытываем его, может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность и бессонницу во время экзаменационной сессии, или просто от стояния в многочисленных пробках. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Учительский стресс другой. Возможно, он происходит оттого, что больше отдаешь, чем получаешь.
Да, стресс неотъемлемая часть человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.
Я работаю в школе три года, моя педагогическая деятельность началась в студенческие годы. Порой было сложно не только видеть глаза каждого ученика, но и держать дисциплину в классе.
Соответствие требованиям администрации, электронная и бумажная документация, проверка тетрадей, родительские собрания - все это для меня как для молодого специалиста было большим стрессом.
Не могу сказать, что сейчас у меня не бывает стрессовых ситуаций, но я научилась побеждать стресс. Известно, что вероятность стресса значительно снижается, если учитель не только анализирует свои чувства, но и делится ими с другими. Прежде чем паниковать, стоит разобраться с сущностью стресса, осознать причину и подумать о том, что он может стать источником положительных перемен, и вы почувствуете облегчение.    Когда я прихожу на работу, то в некоей мере наношу на лицо слой теплоты и симпатии, включаю улыбку, забываю о своих проблемах, оставляю их за воротами школы.
Каждое утро в моем классе начинается с музыкальной физминутки и с пожелания друг другу хорошего настроения, удачного дня. Ребята улыбаются друг другу и своему учителю, настраиваются на позитивный лад. И весь день у нас проходит продуктивно в плане учебы. Именно поэтому я и мои ученики успешны, активны и всегда в приподнятом настроении. Радость от побед ученика, совместные с ним открытия, взаимный рост и совершенствование - вот лекарство от стресса. Тогда учитель испытывает чувство, сопоставимое с чувствами родителей, когда ребенок делает первые шаги.
Нельзя допускать победы стресса над собой. Надо терпеливо, с желанием готовить себя к сложным жизненным ситуациям, которые обязательно нам встретятся и на работе, и в личной жизни.   Необходимо помнить, что готовых решений нет, каждый человек представляет собой индивидуальность и поэтому его решение будет также индивидуальным.
  Советую своим молодым коллегам включать почаще оптимизм, быть доброжелательными. Прежде чем впадать в стрессовую ситуацию, в ней необходимо разобраться, и вам не будет равных, а профессия будет не только забирать, но и отдавать.

Раиса ТАГИЕВА, учитель начальных классов школы №1004