Анна CУЛЛА, студентка 1-го курса Московского педагогического государственного университета:

- Поступала ли я в МПГУ целенаправленно? Судите сами по истории моего прихода на 1-й курс этого вуза. До этого училась на журфаке Уральского госуниверситета, на третьем курсе. Но в один прекрасный момент надоело, почувствовала, что это не мое. Я несколько лет успешно занимаюсь вокалом, и так как музыка мне ближе всего на свете, решила поступать на музыкальный факультет, но не педагогического университета. И не поступила. Хорошо, вовремя сориентировалась: успела закинуть документы в МПГУ, тоже на музыкальный факультет, вокально-джазовое отделение. В момент поступления единственное, что об этом учебном заведении знала (из программки), что оно входит в десятку лучших педвузов мира и что на моем отделении всего пять бюджетных мест. Если честно, даже не думала когда-нибудь оказаться рядом с понятиями «учитель», «школа», хотя отношусь к ним с уважением.

Расстроилась, когда первый экзамен сдала на 6 баллов из 10 - прошла только на платное.

Я шла не за педагогическим образованием, а за музыкальным. Конечно, потом (это еще не скоро) мне пригодятся и навыки учителя: в моих планах открыть студию детского пения, организовать ребятишек в эстрадную группу. Но это лишь тогда, когда сама напоюсь.

Может быть, я поступаю нечестно, поступая в педвуз, не собираясь в будущем быть учителем? Неприятно становится, когда представляешь, что не я одна такая. Сколько школьников случайно (бывает, от безысходности) попадают в «педы» и потом в образовательную среду!

Татьяна БРАГИНА, студентка 4-го дефектологического факультета МПГУ:

- Однажды я поняла, что знать и уметь самой - одно, а воспитать, вырастить не подобие себе, а самостоятельную личность - совсем другое. Мир ребенка хрупок, и учитель должен быть предельно внимателен, дабы не разрушить, не навредить. В школьные годы мне посчастливилось общаться с очень талантливым педагогом. Его чуткое, ненавязчивое влияние во многом определило мое стремление к педагогической деятельности. Он научил меня созидать, размышлять, чувствовать, быть честной перед собой и сильной для других.

Я хочу передать не свой светлый образ, а то умение созидать и мыслить, которое в свое время подарили мне. Заставить зубрить - легко, зародить интерес - сложнее. Научиться чувствовать другого человека всеми фибрами души. Отвлечься от себя ради другого, но и не потерять собственную индивидуальность - тонкая, почти незаметная грань. Не сломать, не обидеть ребенка собственным «я».

Подсознательно дети чувствуют любую ложь, фальшь, театральность. Они, как лакмусовая бумажка, чутко реагируют на учительский духовный паралич, внутреннюю пустоту или просто на элементарную усталость от жизни. И я, желая стать учителем, намеренно толкала себя на каждодневные проверки на человечность, на «настоящность».

С первого года обучения в МПГУ я столкнулась с определенной дисгармонией - пропастью между конкретными знаниями и романтическим оптимизмом. Изучаемые науки мешали мне поверить в самого ребенка, а не в поставленный ему диагноз.

Но когда я увидела детей с нарушениями в развитии, все встало на свои места: «Искать иные пути обучения, развития, влияния! Догмы жизни, привычные обычным людям, разрушаются. Исключительно индивидуальный, креативный, профессиональный подход!»

«Нельзя творить то, чему сам не веришь, что считаешь неправдой» (К.С. Станиславский).

Заразительность - это полная вера актера в свою роль. Если он верит в то, что делает, то зрители верят ему. Заразительность для педагога важна не меньше, чем для актера. И я знаю, как ВЕРЮ своему учителю! И надеюсь, что когда-нибудь кто-то также поверит мне.

Юля ПОПОВА, студентка биохимического факультета Чувашского государственного педуниверситета:

- Учусь на биолого-химическом факультете, эта специальность еще в школе нравилась. Может, гены сказываются - моя бабушка биологию преподавала в интернате. И передо мной как-то никогда не стоял вопрос, кем быть. Два поколения учителей в семье - наверно, это многое объясняет. Преподавание - та сфера, в которой я могу реализовать свой потенциал, самоутвердиться. В прошлом году на практике в школе с удовольствием готовилась к урокам, интересно было и с семиклассниками, и с выпускниками. У меня есть собственные идеи о методах обучения, о том, как успеть за короткое время донести как можно больше материала. Например, я поняла, что тема, поданная в форме игры, усваивается легче, чем в виде сухого объяснения. А с сентября хочу поработать в вечерней школе - набраться опыта, проверить все свои теории на практике. Контингент учеников там непростой, много «трудных подростков», но тут уже просыпается спортивный интерес: справлюсь - не справлюсь? Насчет маленькой зарплаты нашей... наверно, если б главной целью было зашибать бешеные бабки, я бы выбрала другой факультет.

Роман ТИТОВ, студент 1 -го курса педагогического факультета Курганского государственного университета, специальность «Технология и предпринимательство»:

- Родители советовали поступать на специальность «Таможенное дело». Но когда я пообщался с консультантом приемной комиссии, которая рассказала, что у них открылись новые специальности, в том числе «Технология и предпринимательство», то решил, что это как раз то, что надо. Во-первых, потому что там изучаются экономические дисциплины (экономика, бухучет, маркетинг, менеджмент), графические (техническая графика, архитектурно-строительная графика, оформительская графика, основы рисования), технология современного производства, основы творческо-конструкторской деятельности, даются знания по педагогике, психологии. Во-вторых, после окончания университета смогу работать учителем технологии, черчения в школе, профессиональном училище, колледже.

В школе сейчас не хватает учителей, которые преподавали бы экономику, а без этих знаний в настоящее время никуда. Учиться предстоит 5 лет и, конечно, сложно предположить, как сложится жизнь, но я с удовольствием пошел бы в школу - там интересное общение и есть возможность реализовать себя.

Елена КАМЫШОВА, студентка первого курса педагогического факультета Курганского государственного университета, специальность «Социальный педагог»:

- Я очень хорошо представляю свою будущую профессию, потому что у меня мама два года, как работает социальным педагогом в культурно-образовательном центре, который создан на базе Круглянской средней школы Звериноголовского района.

Помогала ей организовывать вечера и разные мероприятия для молодежи села, писала сценарии. Конечно, работа социального педагога - это не только праздники. Это в первую очередь помощь родителям, школьникам в решении разных трудных проблем.

Мама очень довольна, что я пошла по ее стопам. Говорит, что будем теперь друг другу помогать, обмениваться опытом и знаниями. И практику есть где проходить.

Мария Чевелева, студентка 1-го курса математического факультета Нижегородского государственного педагогического университета:

- Мне больше нравятся гуманитарные науки, но мама считает, что я – «технарь». Поэтому решила поступить на факультет, по окончании которого стану учителем математики с дополнительной специальностью «психология и педагогика». К тому времени уже можно будет определиться, что перетянет, хотя и то, и другое в жизни всегда пригодится. Профессия педагога мне знакома – моя мама работает в школе учителем словесности. У меня, правда, нет такого терпения, как у нее. Возможно, и лучше, что есть такой выбор: или учитель, или психолог. Математика – интересная наука и не всегда имеет однозначные решения, как это принято считать. Надеюсь, что нам с ребятами нескучно будет познавать ее тайны.

Светлана Пушина, студентка психолого-педагогического факультета Нижегородского университета:

- Раньше я сомневалась: буду работать в школе или нет. После окончания педагогического колледжа я поступила в НГПУ, чтобы получить высшее образование. В прошлом году наш курс был на педагогической практике. Так получилось, что я попала в школу, где проходила практику, учась в педколледже. Шестилетки, которых я тогда учила английскому, были уже в четвертом классе, и я давала им уроки как учитель начальных классов. Это так здорово – входишь в класс, и все глазенки устремлены на тебя в ожидании. Многие мои однокурсники говорили, что у них проблемы с дисциплиной, а у меня ничего подобного не было. Может, потому, что большинство ребят меня знали, хотя и появились новички. После вуза обязательно буду работать в школе.