Это не просто антиутопия! Это роман-предостережение. Наиболее жизненная и реальная антиутопия. Это станет ясно, если открыть глаза и оглядеться. Присмотритесь, и вы увидите: бешеный темп жизни, люди, запрограммированные как роботы. Сон - работа - развлечения - сон... Разве уже сейчас машины не мчатся на бешеных скоростях, норовя сбить пешехода, переходящего улицу? Разве многочисленные герои телесериалов не вытесняют из мыслей зрителей настоящих живых людей? Разве современные родители не усаживают детей перед экранами телевизоров, чтобы те им не мешали? Разве не ходит сейчас каждый второй с наушниками, из которых гремит музыка? Разве погоня за героем - не реалити-шоу, которым нас пичкает современное телевидение?
Такая ситуация если не во всем мире, то по крайней мере в нашей стране. И над этим миром, миром биороботов, витает зловещий призрак грядущей катастрофы в виде ракетных бомбардировщиков... Разве это не признаки нашего мира? Хорошо, что мы пока не сжигаем книги, не уничтожаем то немногое, что делает нас людьми.
Собственно говоря, к чему я все это веду? Литература в школе принимает условный характер. Слышатся толки об отмене литературы как школьного предмета. Детям все меньше и меньше хочется читать, книги перестают для них существовать. А зачем? Ведь теперь есть электронное подспорье, которое всегда под рукой. Великая в своей простоте и доступности технология создания усредненного и управляемого читателя: совсем немного времени, и вместо вдумчивого чтения - краткий пересказ, вместо зовущих к знаниям, открытиям и размышлениям книг - бесконечные, без полутонов и скрытых смыслов, игры слов и намеков, создающие иллюзию реальной жизни и убивающие воображение, но модные и популярные, заполонившие полки книжных магазинов саги. Не надо уничтожать КНИГИ, надо просто подождать, когда их перестанут понимать, а потом и читать. «Пусть все люди станут похожи друг на друга как две капли воды, тогда все будут счастливы, ибо не будет великанов, рядом с которыми другие почувствуют свое ничтожество». Разве этого мы хотим?
Литература создает тот этический и эстетический фон, на котором формируется поведение человека. Именно поэтому она не должна уйти из жизни, из школы. Учитель литературы должен сделать все возможное и невозможное, чтобы пробудить интерес к предмету и возродить его значимость.
Как это сделать? Безусловно, на уроках должен звучать текст. Учащиеся не знакомятся дома с текстом, потому что во многих семьях нет библиотек (иметь библиотеку сейчас немодно). Список изучаемых произведений, видимо, придется серьезно пересмотреть и сократить, ведь читая на уроках, мы многого не успеем.
Следующий важный момент, на который стоит обратить внимание, - это сочинения как вид работы. Они показывают и интеллект человека, и его кругозор, и степень грамотности. В сочинениях разных жанров (литературный портрет героя, сочинение-рецензия, сочинение-очерк, сочинение-стихотворение, сочинение-дневник, сочинение-письмо от имени какого-либо героя) ученики могут проявить свою индивидуальность, выразить точку зрения, позицию, которая может отличаться от общепринятой. Поняв, что их мнение важно, школьники все больше и самостоятельнее начинают оценивать произведения. А собственно говоря, именно к этому мы и стремимся. В школе можно организовать кружки, которые будут поддерживать литературную атмосферу, будь то спектакли, концерты, вечера поэзии, лектории, музеи книги, акции, флешмобы.
Человек, хотя бы элементарно способный заглянуть в будущее, никогда не скажет, что литература не нужна. Наша задача состоит в том, чтобы мы не превратились в общество потребления из романа Брэдбери, сжигающее на кострах самого себя - свою историю, свою культуру. Русская литература - одно из немногих явлений, которым мы можем бесспорно гордиться. Это признают во всем мире, и во всем мире русскую литературу читают и изучают. Научить сегодняшних школьников ценить наше национальное достояние, с тем чтобы они в свою очередь передали это умение собственным детям, - наша обязанность.

Юлия МИХАЛЕВА, учитель русского языка и литературы ЦО №465