В поле зрения органов государственно-общественного управления прежде всего проблемы вхождения выпускников педагогических вузов и колледжей в профессиональную среду. Важно понимать, что в большинстве случаев это люди высокого долга, предпочитающие любимое дело доходной работе, которые сделали свой выбор и полны надежд на лучшее.
Общественный актив, так же как и многих руководителей школ, больше всего беспокоят складывающиеся отношения молодых учителей с коллегами и с руководством, с учащимися и их родителями, преодоление ими психологических трудностей становления. Пожалуй, это самое главное. Профессиональное мастерство появится позднее, по мере приобретения опыта.
Серьезной проблемой у некоторой части молодых учителей стали взаимоотношения с руководителями школ, кстати, тоже нередко молодых. Тут речь идет о создании в коллективах благоприятных социально-психологических условий для квалифицированного труда. При доброжелательной атмосфере профессионализация происходит намного быстрее, а вот от того, как сложатся отношения, зависит будущее начинающего специалиста.
Среди всего комплекса отношений самые сложные- контакты с родителями. Тема вечная и всегда волнующая, но в то же время тема новых судеб. Фактически приходится держать экзамен на зрелость, проходить общественную аттестацию. Советов дают множество, но как укрепить веру в свои силы, поддерживать чувство радости от общения и толерантности, следовать простым истинам, так же как и божьим заповедям, - самое трудное дело. Ведь хочется быстрых результатов, тем более что требования к качеству образования растут постоянно.
Молодой учитель зачастую в первый же год становится классным руководителем. Примерно 15% из них разочаровываются в профессии из-за недостатка знаний психологии и по семейному воспитанию, навыков общения и управления ученическо-родительскими коллективами. Особенно плохо выпускники подготовлены к работе с «трудными» детьми, педагогическому просвещению родителей, привлечению их к совместной работе, молодые педагоги часто теряются, когда нужно разобраться в конфликтных ситуациях, возникающих в классе.
Превратить простые контакты в тесное сотрудничество с родителями не такая простая задача. Общественный актив должен быть заинтересован в выявлении даже небольшого позитивного опыта молодых педагогов, овладение ими лучшими педагогическими методами обеспечения слаженной работы всех участников процесса образования.

Людмила МЯСНИКОВА, председатель Московского городского экспертно-консультативного совета родительской общественности