Вот это профессия!

По-другому смотрю на жизнь

С Максимом Пауковым мы познакомились в стенах Калужского государственного педагогического университета, где он в этом году окончил институт социальных отношений. С первых минут общения я понял, что Максим - человек скромный. Но и сегодня в наше «раскрепощенное» время, мне думается, это не порок, тем более для начинающего педагога. В молодом человеке меня приятно удивили собранность, целеустремленность, уверенность в правильности сделанного выбора. Наладить непринужденную беседу нам помогла директор Института социальных отношений КГПУ Ольга Лыткина.

- Социальных педагогов для школы мы начали готовить с 2002 года, - сказала Ольга Алексеевна. - Эта специальность востребована, выпускники нашего вуза занимаются поддержкой семей, реабилитацией детей, налаживают контакт с родителями. У многих ребят, которые идут работать в школы, есть младшие братья или сестры, поэтому они не понаслышке знают, чем конкретно можно помочь детям. Для большинства из них - это призвание.

Максим Пауков окончил среднюю школу №33 поселка Шопино, перед поступлением в институт социальных отношений прошел подготовительные курсы. Парень с самого начала знал, кем будет. Активно участвовал в общественной жизни, серьезно занимался научной работой. Учился прилежно и закончил вуз с отличием. За свою дипломную работу Максим получил пятерку, хотя и выбрал очень сложную тему «Социально-психологическая помощь лицам, прошедшим вооруженные конфликты». Сегодня это актуально как никогда. Много парней возвращается из армии с психической травмой. Им нужно помочь найти себя в жизни. В своей работе Максим рассматривает, что такое посттравматическое стрессовое расстройство, как его можно подавить и реабилитировать молодых людей, чтобы они смогли хорошо адаптироваться в обществе.

Спрашиваю, что заставило его поступить в педагогический университет и пойти работать в школу. Ведь быть педагогом сегодня не престижно, учителя получают мизерную зарплату.

- Я с раннего детства мечтал стать учителем, - говорит Максим. - Мама преподавала в школе математику, я видел, как она работает, мне это нравилось. Знаю, что у меня будет зарплата в 1150 рублей плюс сельские надбавки. Итого что-то около полутора тысяч в месяц. Деньги, конечно, невеликие, но это меня пока не пугает. Хочу еще в школе вести обществознание, собираюсь поступать в аспирантуру и подрабатывать в университете.

Парень знает, что его ждет нелегкая, но интересная работа.

- В первую очередь я попытаюсь наладить общение между родителями и учителями, - рассуждает Максим. - Сегодня большинство пап и мам относятся к школе примерно так: мы отдали детей учителям, пусть они их воспитывают, делают с ними что хотят. Это неправильная позиция. Воспитать ребенка без участия родителей невозможно. Моя задача - стать посредником между детьми и учителями, потому что, когда случаются какие-то конфликты, обеим сторонам порой трудно пойти на компромисс. Ребенок будет знать, что он может ко мне обратиться с любыми вопросами - от семейных проблем до устройства мотоцикла и работы на компьютере.

- Что дал тебе педагогический университет помимо профессиональных знаний?

- У меня изменилось отношение к людям. До института я был во власти юношеского максимализма. Общаясь со студентами и преподавателями, изучая гуманитарные дисциплины и основы психологии, стал по-другому воспринимать человека, научился слушать собеседника, следить за собой во время диалога, чтобы не обидеть того, с кем общаешься. У меня изменилось отношение к людям с ограниченными возможностями, социально не защищенным, обойденным судьбой. Я увидел размах этой проблемы. Будучи школьником, я не задумывался всерьез над трудностями, подстерегающими простых людей. Когда же побывал в учреждениях социальной защиты, увидел, как много нуждающихся, и, узнав судьбы некоторых из них, стал смотреть на мир другими глазами. В нашем поселке все на виду - есть глухонемые, инвалиды-колясочники, умственно отсталые, дети с девиантным поведением. У нас в школе создан коррекционный класс - ребята 11-12 лет. У многих из них нет родителей. Печально, но число таких детей с каждым годом растет. Им нужно помочь, иначе мы их потеряем.

Едем в Шопино. Поселок расположен на правом берегу Оки в нескольких километрах от Калуги. Его и в советские времена спокойным назвать было нельзя - шпаны хватало. Сегодня здесь много «беженцев» и переселенцев из Закавказья. Людей мучает безработица, молодежь пьет, есть наркоманы, отсюда - преступность. Дожили даже до «комендантского часа» - было время, когда улицы поселка в поздние часы патрулировали омоновцы. Сейчас вроде бы стало лучше, но до благоденствия еще далеко.

- В поселке много малообеспеченных семей, у людей нет работы, - с грустью говорит Максим. - В каждой третьей семье родители пьют. Проблема сельских ребятишек - как провести досуг. Кроме школы, детям пойти просто некуда, они находятся в замкнутом пространстве, отсюда и негатив. Школьники не задействованы после уроков в секциях и кружках. Мы с молодым учителем информатики попытаемся организовать детей, будем проводить соревнования по шашкам, шахматам, играть с ними в футбол.

Бабушка для меня - святое

Пауковы живут в скромной квартире двухэтажного дома. У них, как и в школе, ремонт. Мы располагаемся за небольшим столом. Молодой учитель рассказывает о своей семье, вспоминает детство.

Максим Пауков родился в Восточном Казахстане. Отец Максима, Александр Владимирович, работал горным спасателем, оказывал помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, бывал в командировках в самых отдаленных частях Советского Союза, участвовал в ликвидации последствий землетрясения в Армении. Дети, Максим и Коля, переходили из одной школы в другую. Мать, Ольга Александровна, некоторое время работала в интернате, приводила обездоленных ребятишек домой, кормила их, делала все возможное, чтобы они чувствовали себя как в родной семье. В начале 90-х Пауковы переехали в Курскую область к родственникам. Через полтора года перебрались под Калугу.

Максим с теплотой вспоминает места, где родился и вырос, - горы, поросшие густым лесом, быстрый холодный Иртыш, снежные зимы, жаркое лето. Особенность тех мест - характер людей. Там человек всегда был готов прийти на помощь соседу вне зависимости от национальности.

Детство Максима прошло под чутким вниманием дедушки и бабушки. Дед, Николай Дементьевич, долгими зимними вечерами читал внуку сказки, следил за его первыми школьными шагами. Максим вспоминает, как он сделал настенный стенд, куда внук вешал полученные «звездочки». Дед специально для него демонстрировал интересные физические опыты, возил по красивым местам Казахстана, один раз - даже в Москву. Большую роль в воспитании Максима сыграла бабушка, Анфиса Яковлевна. Мальчик часто болел, и врачи к выздоровлению ребенка относились пессимистически. Анфиса Яковлевна, детский педиатр по образованию, применяя свои опыт и знания, вылечила, выходила внука. «Она для меня - святое», - с гордостью говорит Максим.

Мама, я нашел себя...

Два года назад Максим Пауков работал вожатым в международном детском центре «Артек». Это было незабываемое время.

- Я впервые увидел Крым и влюбился в него, - вспоминает Максим. - Мы, вожатые, приехали в «Артек» на три недели раньше детей. Директор лагеря собрал нас в один отряд, чтобы мы побыли на их месте, испытали нагрузки, которые на них лягут. Была очень интересная, насыщенная программа. Артековский дух завораживает и заставляет отдавать детям все силы, которые под конец смены, кажется, совсем иссякают. Хочется, чтобы каждая новая смена стала интересней предыдущей. В одну смену у нас были дети, путевки которых стоили 500 долларов, и дети из интернатов. В «Артеке» сохранились старые традиции, ребята ходят в одной форме, между ними нет различий, нет контраста между материально обеспеченными и бедными.

Пьем чай с малиной, в разговор вступает мама Максима. Ольга Александровна закончила Усть-Каменогорский пединститут. Работала в интернате, учителем математики, завучем в школе в Курской области. Почему покинули Черноземье? Школа находилась в 17 километрах от деревни, где жили Пауковы. Кто жил в таких условиях, знает, как это тяжело: осенью и зимой бездорожье, транспорта нет. Сейчас Ольга Александровна работает воспитателем в поселковом детском саду, а Александр Владимирович - водителем в совхозе. Пауковы содержат небольшое подсобное хозяйство, кур, поросят. Несмотря на трудности родители делают все возможное, чтобы дети получили хорошее образование, стараются уделять им как можно больше внимания. Максим старше Николая на четыре года. Что интересно, родились братья в один день - 24 июня, но характер у них разный. Максим - спокойный, уравновешенный. Николай - моторный, эмоциональный.

Почему, на взгляд матери, старший сын не пошел по стопам отца, выбрал профессию учителя, а младший учится в педагогическом университете?

- Это, наверно, заложено в них на генном уровне, - улыбается Ольга Александровна. - Максим очень любит детей, а они чувствуют, что он добрый, их не обманешь. Иногда я привожу домой малышей из детского сада, и Максим с ними охотно возится. Сын поехал в «Артек» на смену - остался на сезон. Поехал на месяц в «Звездный», что под Калугой, остался до закрытия лагеря. Там его признали лучшим вожатым. Максим придумал забавную идею - старшие ребята, оказывая уважение маленьким детям, выносят их из столовой на плечах. Дети пишут письма, звонят, просят, чтобы он приезжал на следующий год.

О том, что молодой человек любит свое дело, говорит красноречивый случай. Когда Максим был в «Артеке», Ольга Александровна подыскала ему на лето приличную в плане финансов работу. Звонит в Крым. Приезжай, мол, сынок, подработай деньжат. «Мама, пойми, я нашел себя. Это - мое. Я счастлив рядом с детьми», - был твердый ответ Максима. Сын часто приходит домой в два часа ночи. Ольга Александровна волнуется. «Мама, - успокаивает ее Максим, - зато сегодня в поселке тихо, не было никаких происшествий. Все ребята - со мной. Не переживай, у меня работа ненормированная».

...Что ж, Максим, успехов тебе в нелегком учительском труде и как можно меньше разочарований.

Михаил БОНДАРЕВ, Калуга, пос. Шопино

  • С братом. Фото Михаила КУЗМИНСКОГО