Я воспитывалась и росла в такой семье, где были замечательные традиции, - в казачьей семье, а казаки - серьезное сословие нашего государства, сыны Отечества, достойные подражания, служащие Родине верой и правдой, с этой верой прекрасно защищающие свои земли, свой уклад и свои традиции. Во-вторых, я воспитывалась в многонациональной семье; папа, когда я была еще совсем малышкой, был председателем колхоза, поэтому можно считать, что я выросла в семье деревенской интеллигенции, что меня радует и придает мне силы.
Педагог - человек, который делится со своими учениками собственным жизненным опытом, своими знаниями. В театре «Русская песня», которым я руковожу, есть студенческие коллективы, которые я привлекаю к этому делу; я приглашаю детей с четырехлетнего возраста, вместе с родителями вовлекаю их в культуру. Я думаю, что о государстве судят по его культуре, а культура - это: воспитание, образование, самосознание, научные открытия, большая педагогическая деятельность. Это и есть наш патриотизм, это и есть осознание нашей великой страны, многонационального государства! Преподавание и педагогическая деятельность - часть самой большой культуры, и мы не должны об этом забывать. (Аплодисменты)
Школа, конечно, дает мощный поток информации для детей, воспитывает их, но ограничивать воспитание личности в школе нельзя, должно быть тесное содружество школы с семьей, с детскими садами. У меня внук в три года говорит: «Хочу заниматься, чтобы ума набраться». Я была потрясена тем, что он уже знает какие-то английские слова, пишет буковки, знает всевозможные считалки! Другие нынче дети пошли, но все также учителя и воспитатели отдают им душу и сердце, любят свой дом, свою школу, свой город, своих знакомых, родных, близких, детей, хотят, чтобы в нашей стране жили и росли прекрасные дети. Это и есть патриотизм. Когда мне говорят: «Дети - наше будущее», я отвечаю: «Нет, дети вырастут, равняются на нас, это не только наше будущее, это, простите, наша старость!» Давайте обеспечим свои собственные взгляды на перспективу и научим детей уважительно относиться к нам. Не надо стесняться этого, мои хорошие! Потому что как мы будем относиться сами к себе и своим детям, то мы и получим. Может быть, получим уважение детей к нам, взрослым, к ценностям великим, к нашей истории. Сейчас до чего дело дошло: некоторые подростки думают, будто американцы выиграли войну, а у нас есть великий народ, который выиграл эти сражения. Многонациональный великий народ, и слава ему!
Недавно я вернулась из поездки, которая называлась «Фестиваль-марафон «Песни России» по Сибирскому краю», я была в Кемеровской, Новосибирской областях, завершила поездку в Горном Алтае. Там живут люди разных национальностей, во время фестиваля мы собирали все самодеятельные традиции, которые там существуют, вокруг профессиональной деятельности делали творческий обмен. Для чего необходим творческий обмен? Чтобы любой человек обрел внутреннюю свободу, открыл тот творческий потенциал, который дает возможность ребенку или взрослому раскрыться во всяких ситуациях в нашей современной жизни, каким-то образом адаптироваться, объединиться и почувствовать локоть друг друга. Эта тема называется «общественные взаимоотношения», то есть именно те самые общественные взаимоотношения, которые строятся тоже в семье, в школе, в воспитании, в формировании любви к Родине. Все это тоже патриотизм. Народ желает объединения - нравственного и духовного, радуется этому, конечно, те традиции, которые когда-то существовали, вряд ли можно сейчас полностью восстановить, но взять важное - основу и провести в современную жизнь XXI века мы обязаны.
Я хочу, чтобы мы сконцентрировали и объединили все силы, чтобы объединились все те творческие люди, которые на сцене занимаются эстетическим воспитанием, пропагандой национальной культуры в разных ее проявлениях. Главное - каждому не сидеть и отмалчиваться, а смело и честно делать на своем рабочем месте хорошее качественное дело.

Надежда БАБКИНА, народная артистка России, художественный руководитель ансамбля «Русская песня», член Совета при Президенте РФ по делам казачества