Сложно представить счастливого, но лишенного здоровья человека. Кто-то скажет: «Преподаватель русского языка обучает грамотной устной и письменной речи, математик - верному решению алгоритмов и доказательству теорем. А чему же может научить педагог физической культуры?» С уверенностью можно сказать, что учитель физкультуры помогает нам быть здоровыми, учит вести здоровый и активный образ жизни. Это утверждение можно смело адресовать учителю физкультуры гимназии №1522 Алексею Кириченко, который помог каждому из своих учеников использовать резервы организма для сохранения и укрепления здоровья. И это не просто красивые слова. Алексей Иванович никогда не строил урок по схеме: десять человек играют, остальные на лавочке наблюдают. Урок для всех! Для всех он должен стать преодоленной преградой на пути к здоровому телу и духу.
Авторитет Алексея Ивановича формировался не только на основе знаний и умений в области физической культуры и спорта, но и на прочном фундаменте многолетних достижений Кириченко-спортсмена. Согласитесь, ореол спортивных достижений учителя имеет огромное воздействие на учащихся, поэтому очень важен статус учителя физкультуры как спортсмена в прошлом. Спортом Алексей Кириченко занимался, сколько себя помнит. В 49-й школе Фрунзенского района, в которой он проучился восемь лет, Алексей посещал все без исключения спортивные секции: занимался гимнастикой, легкой атлетикой, волейболом, футболом, классической борьбой, мотокроссом, лыжным спортом. В школе Алексей не был отличником, учиться ему было трудно, так как после уроков целым классом приходилось делать домашнее задание всего лишь по пяти-семи учебникам. Да и времени не хватало, надо было тренироваться, поэтому по физкультуре всегда была твердая пятерка. Уже семиклассником он получил третий разряд по гимнастике, все спортивные соревнования, в которых Алексей принимал участие, заканчивались для него победой.
Кириченко был лидером не только в школе, но и во дворе. Без него не начинался ни один футбольный матч. Конечно, какой футбол без вратаря?! Мячи Алексей не пропускал, несмотря на невысокий рост, на воротах стоял уверенно, играл азартно и приносил победу команде. «Мы тогда с мальчишками все свободное время проводили во дворе, - вспоминает Алексей Иванович. - Телевизоров не было, вот и играли в волейбол и футбол. Дом пионеров, и тот был далеко, поэтому из подвала дома мы сделали свой штаб. Там можно было сыграть в домино, посидеть за книгой в небольшой библиотеке, да и просто пообщаться. Старшие опекали маленьких, я часто дрался, защищая кого-нибудь, а не ради забавы. Даже местные заводилы во дворе меня побаивались». Следует отметить, что и сейчас о нем отзываются как о верном товарище, готовом подставить плечо другу.
Перелистывая страницы своей жизни, Алексей Иванович с сожалением говорит о том, что после восьмого класса пришлось оставить школу. Окончание десятилетки предоставило бы ему возможность оказаться в сборной Москвы по волейболу, тем более что в течение двух лет он успешно выступал за известную волейбольную команду завода «Каучук», но судьба распорядилась по-иному: отец вернулся с фронта инвалидом, в семье были лишь одни рабочие руки - хрупкие, нежные руки матери. Итак, впереди Алексея ждали два года работы в исключительно женском коллективе конструкторского бюро, сначала учеником копировальщика, позже - радиомонтажника. По словам Алексея Ивановича, именно мужское самолюбие не позволило ему, 17-летнему пареньку, мысли и стремления которого витали у вершин спортивного Олимпа, надолго задержаться в окружении юных радиомонтажниц. К тому же настало время и Родине послужить, армейские ряды пополнились достойным своего Отечества командиром артиллерийского отделения Алексеем Кириченко. Еще солдатом получил он свою первую судейскую категорию по волейболу на основании проведенных им 50 соревнований на первенство роты и дивизии.
Возвращаясь в настоящее, нельзя не сказать о том, что Алексей Иванович, уже как член московской волейбольной федерации, как судья Всесоюзной категории и как главный волейбольный судья, до 2010 года оценивал детские соревнования на первенство Северо-Западного округа, и не только соревнования на кубки Москвы, на первенство детских спортивных школ, производственных коллективов, турниры обществ «Зенит» и «Спартак», турниры по пляжному волейболу, Всесоюзные юношеские соревнования. Долгий, 55-летний, судейский путь.
Каким нелегким был этот путь! Работать приходилось на общественных началах, даже когда был помощником Юрия Фураева - главного тренера Спорткомитета. Было, конечно, время, когда судья Кириченко все же получал зарплату, правда, смешную - 50 копеек за игру, длившуюся порой три часа, но любовь к спорту оказалась превыше всего, поэтому и кубки для победителей детских и юношеских соревнований Алексей Иванович приобретал на собственные деньги, по собственной же инициативе проводил курс молодого бойца для мальчишек-призывников. Это примеры не только преданности своему делу, но и безграничной любви к детям, которая определила дальнейшее предназначение Алексея Кириченко как педагога физического воспитания.
В 1958 году радиомонтажник Алексей Кириченко еще не осознавал своего истинного призвания - быть учителем. После демобилизации полученные некогда в конструкторском бюро технические навыки нашли свое применение и в Академии Жуковского, и в Центральном НИИ автоматики и гидравлики, работе в лаборатории которого Алексей Иванович посвятил десять лет жизни. Кириченко тянуло к детям, с которыми он жаждал поделиться своими спортивными умениями. Поэтому, еще работая в Академии Жуковского, будучи членом бюро райкома комсомола, он каждое лето проводил в пионерском лагере «Юный космонавт», где должность вожатого позволяла ему насладиться не только общением с детьми, но и привить им любовь к спорту. Сам же Алексей Иванович ни на миг не оставлял занятий спортом: играл с молодыми коллективами в футбол и волейбол и за Академию Жуковского, а чуть позже и за институт.
В 35 лет Алексей Кириченко по совету товарища - судьи всесоюзной категории, бывшего журналиста газеты «Спорт» Владимира Хотинского решил некоторым образом изменить сферу деятельности и поступил в институт физкультуры на вечернее отделение «Спортивные игры», продолжая верно служить ставшему за 10 лет уже родным НИИ. Как раз напротив института физкультуры располагалась школа-десятилетка, Алексей Иванович на общественных началах решил проводить занятия со старшеклассницами-волейболистками, чтобы его коллеги по НИИ получили возможность тренироваться в спортивном зале школы. Работа Кириченко-физкультурника не осталась без награды: команда юных волейболисток заняла в округе первое место, а сам тренер был назначен директором детской спортивной школы Бабушкинского района.
Действительно, талантливый человек талантлив во всем! Вот и Алексей Иванович не только талантливый тренер, но и умелый руководитель, открывший в «своей» новой школе спортивные классы и построивший большой спортзал. Благодаря этому школа оказалась в пятерке из 14 лучших спортивных школ Москвы. Безусловно, администрация района не могла не отметить деятельность нового директора, поэтому назначила Кириченко заместителем директора детской школы спортивного резерва Ленинградского района - лучшей школы того времени. Должность высокая, надо оправдать надежды руководства. Алексей Иванович не разочаровал районные власти и занялся строительством стадиона «Юность». Ах, эта извечная проблема - деньги! Но деньги Кириченко «нашел»! И на строительство ушло всего 2 года, а ведь стадион включает огромный спортзал, два зала для занятий тяжелой атлетикой и художественной гимнастикой, сауну, беговую дорожку, хоккейную коробку, три волейбольные площадки, три корта. Но даже требующая огромных сил работа и нехватка свободного времени не могли лишить Алексея Ивановича возможности по-прежнему преподавать физвоспитание, на этот раз в детском спортивном лагере «Звонкие голоса». И тут перст судьбы указал Кириченко дальнейший жизненный путь. Алексей Иванович решил всецело посвятить себя детям и заботе об их здоровье.
В 1993 году Кириченко пришел работать в гимназию №1522. Он недолго думал, как понравиться ребятам: зашел в новый, непривычный для него спортивный зал, поставил стул и сказал: «Кто может перепрыгнуть через этот стул?» Никто не смог. Тогда Алексей Иванович решил удивить весь класс и перепрыгнул сам! В ответ на прыжок ребята захлопали, поразившись мастерству и хорошей физической подготовке учителя. Его прыжок в два метра тридцать сантиметров в длину покорил всех. С каждым занятием новый учитель все больше и больше нравился ребятам. Даже имеющие медицинские противопоказания к занятиям физкультурой с радостью мчались на уроки. Мало того, участвовали в соревнованиях! Да и учитель никогда не упускал шанса и включался в игру со своими учениками. Сам Алексей Иванович на вопрос, чем привлек детей, отвечает: «Добротой. К каждому ребенку я подходил индивидуально. Если ученик не мог выполнить нормативы, я ставил хорошую отметку уже за его старания. Кроме того, я учил своим личным примером прежде, чем требовать от ребят. На любом снаряде делал упражнения сначала сам, а затем дети». С приходом Кириченко у учеников гимназии возрос интерес к футболу. На общешкольной конференции в 2006 году члены совета гимназии даже выразили пожелание создать футбольную команду. Желание ребят нашло отклик у Алексея Ивановича, который взялся за организацию и тренировку команды из учащихся шестых-седьмых классов. Мастерство учителя, помноженное на трудолюбие учеников, дало результат. Третье место по Москве в соревнованиях школьной футбольной лиги Спартакиады школьников! «Это самое запоминающееся событие! Побольше бы таких радостей!» - с озорством, искрящимся в глазах, воскликнул тогда Алексей Иванович. «Алексей Иванович - человек, который смог сформировать такой спортивный коллектив, который был способен выигрывать любые турниры по футболу, - вспоминает член той победоносной команды Алексей Соколов. - Только благодаря тренеру Кириченко команда стала по-настоящему сплоченной и заняла третье место в Москве. Этот результат стал показателем мастерства учителя». А бывший воспитанник Артем Матренинский так характеризует своего педагога: «Алексей Иванович - замечательный человек, прекрасный тренер, который так много сделал для формирования школьной спортивной команды! Он всегда отдавал всего себя работе с детьми, вкладывал душу в свою профессию. Если во время тренировок что-то получалось не так, очень тактично делал замечания, мог дать добрый совет в любой трудной ситуации...»
Сложно не согласиться с этим. Алексеем Ивановичем всегда двигало желание быть полезным, и на всех и на все хватало внимания и времени, до Кириченко в школе не было катка, но благодаря умелым рукам и пламенному энтузиазму физкультурника уже много лет «друг Каток раскрывает свои объятия» всем жителям района Хорошево-Мневники - и детям, и взрослым. Даже после ухода на заслуженный отдых Алексей Иванович не оставил гимназию без катка. Бывало, подходишь рано утром к зданию гимназии, а он навстречу, оказывается, встал ни свет ни заря, чтобы каток залить и на прочность проверить. Спросишь: «Соскучились по родным пенатам, Алексей Иванович?» А он в ответ: «Да, снова хочется в школу, к детям, на спортплощадку...»
Воистину, бывших учителей не бывает. Учитель - это звание, присвоенное однажды и на века! Разных наград и званий удостоен Алексей Кириченко, но, вне всякого сомнения, главное его звание - Учитель. Только тот, кто ценит физкультуру как способ физического и духовного развития человека, а значит, как способ самой жизни, поймет влюбленного в спорт Алексея Ивановича Кириченко, который по жизненному пути и по сей день идет с девизом: «О спорт, ты - жизнь!»

Лидия ТАТАРИНЦЕВА, учитель русского языка и литературы гимназии №1522