Когда в начале 60-х годов начиналась моя педагогическая деятельность, а это время мы называли и педагогическим ренессансом, и ренессансом вообще в жизни нашего общества, на первое место на любом уроке учитель ставил прежде всего воспитательную цель. Так было на уроках математики, физики, а особенно на уроках литературы. Сейчас трудно говорить об этом, даже на литературе трудно, так как в программе нет Горького, Маяковского, Блока, меньше стало Толстого, Достоевского, но надо думать о возрождении программы по литературе. Воспитание на всех уроках поможет обеспечить стопроцентный охват ребят воспитательной работой. Важна, конечно, еще работа классного руководителя, все, что было у нас когда-то, нужно сегодня поднимать.
Есть еще одна проблема, которая сегодня становится острой, - это преемственность, проблема методической работы. Департаменту образования нужно сохранить методическую службу, мы согласны со структурными перестройками, с управленческими решениями по этому поводу, но считаем, что должна быть во всех округах в какой-то форме методическая работа. Тогда молодежи будет к кому еще обратиться помимо школьных работников. Учителя разные, школы разные, коллективы тоже разные, в методкабинетах должны работать лучшие педагоги.
Сегодня педагоги реформу образования свели исключительно к созданию образовательных комплексов, но ведь у нас много вопросов и по содержания школьного образования. Например, много споров было по поводу информатизации образования, но я считаю, что это очень хорошо, наша гимназия была пилотной школой по информатизации, по внедрению новых информационных технологий. Я далека от этого, поскольку гуманитарий, но приветствую такой процесс, мы в свое время в гимназии создали даже медиацентр, ИКТ нужны особенно в управленческой деятельности. Знаю, насколько легче и грамотнее стали формы управления школой, когда в практику школьной жизни вошел видеоселектор Департамента образования, позволяющий всей системе образования быть информированной, следить за всеми изменениями в жизни столичных образовательных учреждений. Единственно, мне кажется, нужно усилить контроль за применением компьютерных программ, интерактивных досок. Есть учителя, которые так увлеклись ИКТ, что теперь для них не существуют книги, только компьютеры.
Спорное и скандальное, что сейчас обсуждают в системе образования, это ГИА и ЕГЭ, но я, как учитель, выступаю за эти формы контроля знаний, так как они усиливают мотивацию получения хороших знаний если не по всем, то хотя бы по нескольким предметам. Мы, ветераны, конечно, участвуем во всех конкурсах, мероприятиях, которые проводит наша система образования. Например, мы подготовили группу ветеранов, которые наблюдали за ходом сдачи ЕГЭ, и теперь уже знаем, что это такое. Вот только, мне кажется, надо проанализировать, не перегружен ли ученик. Ну как ученик 9-го класса может сразу сдать и изложение, и сочинение, и больше двадцати тестов? Задания в тестах при этом сформулированы не так, как раньше были сформулированы вопросы по русскому языку в экзаменационных билетах. Поэтому предлагаю оставить или изложение с хорошим текстом, или сочинение. Думаю, в перспективе наши лучшие учителя-словесники об этом поговорят.

Тамара СЛЕСАРЕВА, учитель русского языка и литературы, бывший директор гимназии №1528