Так я стала педагогом русского языка и литературы, чему посвятила 50 лет своей педагогической деятельности.
Муж у меня офицер, его часто переводили из города в город на более высокие должности, мне приходилось менять школы, заново завоевывать авторитет. Работала преподавателем, завучем школы, организатором воспитательной работы. В творческой работе в школах мне помогало взаимопонимание с мужем, наше умение отдавать все свои силы работе, воспитанию людей. Когда муж служил в Кантемировской дивизии, я проводила в полку литературные вечера, мы поставили пьесу Тренева «Любовь Яровая», командир полка наградил меня грамотой. Мои ученики часто выступали перед нашими солдатами в Магдебурге (ГДР), где муж прослужил 5 лет, в Архангельске, в Воронеже. Солдаты наши патриотические выступления бурно приветствовали, мы знакомили их с творчеством поэтов Рождественского, Вознесенского, Евтушенко.
В Москве в колледже индустрии гостеприимства и менеджмента №23 я преподавала русский язык и литературу 25 лет. В этом учебном заведении накоплен богатый опыт, который постоянно служит совершенствованию качества подготовки специалистов. В течение многих лет директором этого колледжа трудится истинный патриот Отечества заслуженный учитель РСФСР, доктор педагогических наук Зоя Георгиевна Данилова. В этом колледже, где царит атмосфера творчества, я все свои силы отдавала обучению и воспитанию молодежи. Все работы по русскому языку я проверяла, выставляла оценки в тетрадях и в журнале, ежедневно отводила 15-20 минут после объяснения нового материала для диктанта. Студенты вникали в объяснение нового материала, знали, что в тетрадях и журнале появятся оценки за выполненную работу. Тексты диктантов всегда носили нравственную, патриотическую направленность, один из них был таким: «Ее называли Чайкой. С приходом гитлеровцев главным делом для Лизы Чайкиной стала организация патриотической борьбы. Ни один из тех, кого выбрала Лиза в партизаны, не предал, не струсил. Володя Павлов умер от штыковых ран при пытках, но молчал. Ребята выполнили боевые задания, уничтожили немцев под руководством Лизы. 22 ноября 1941 года фашисты схватили Лизу и казнили. Перед смертью партизанка крикнула собравшимся людям: «Мы не сдадимся! Москва стоит! Родина сражается!»
Ежеурочно я проводила словарные диктанты. Многие ученики не знали смысла некоторых слов, приходилось разъяснять им этот смысл, например: лаборант - научно-технический сотрудник лаборатории, научного учреждения, лазарет - небольшая военная больница, прекословить - возражать. Я диктовала слова, а студенты ставили крестики около цифр: прекрасный, приумножить, прибрежный, премудрый, приобрести, крестики нужно соединить линиями. Фигура должна быть у всех одинаковой, если ученики освоили правила. С некоторыми студентами приходилось постоянно заниматься дополнительно, на эти занятия я времени никогда не жалела. На уроках литературы для меня было главным, чтобы дети читали и понимали тексты изучаемых произведений. На летний каникулярный период я давала студентам список изучаемых в следующем году произведений, диктовала вопросы к каждой главе, чтобы учащиеся поняли суть произведения, умели анализировать образы, поэтому потом на уроках студентам легче было разобраться в смысле произведений, после тщательного разбора произведения студенты прекрасно писали сочинения, например, по изученным произведениям Пушкина я предложила учащимся тему «Патриотическая лирика А.С.Пушкина», и их сочинения меня порадовали.
К сожалению, нынче стала резко изменяться речь учащихся, в которой появились сленг, ненормативная лексика. Я проводила беседы с учащимися, напоминала им завет поэтессы Ахматовой:
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово,
Свободным и чистым тебя принесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
В международной газете «Мужество и гуманизм» были опубликованы отрывки из мини-сочинений моих учащихся на тему «Мы боремся со сквернословием».
Я проводила литературные вечера, ставила классические пьесы «Барышня-крестьянка» А.С.Пушкина, «Маскарад» М.Ю.Лермонтова, сама писала пьесы на современные темы и ставила их. Ребята с удовольствием принимали участие в литературных вечерах, успехом пользовались мои пьесы «Друзья познаются в беде», «Добро побеждает зло», «На вопрос, кто друг, кто нет, в трудный час найдешь ответ».
В течение нескольких лет я со своими учениками сотрудничала в Международном союзе «Мужество и гуманизм», где работали Александр Нарышкин, Николай Добронравов, Александра Пахмутова, генерал армии Александр Ермаков и другие известные в нашей стране люди. Надолго запомнили мои ученики прекрасное мероприятие - акцию памяти Николая Островского. За участие в этой акции нас наградили дипломом, дипломы мы получали и за участие в конкурсе, посвященном 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина, в Международной акции «Товарищ, верь!». Все эти мероприятия способствовали развитию у студентов любви к литературе, к героям Отечества, к своей Родине. Мы часто выступали и перед бывшими преподавателями, которые отдыхали в Доме ветеранов педагогического труда, который находится в нашем колледже и который возглавляет умный, знающий добрый, трудолюбивый преподаватель, бывший завуч колледжа Лев Коган.
Я проработала преподавателем до 75 лет, третий год не работаю, но с колледжем у меня постоянная связь: выступаю перед студентами, ветеранами в доме ветеранов, пишу статьи и стихи в колледжную газету, наблюдаю, как меняется преподавание в колледже, как проводится большая работа по совершенствованию учебно-материальной базы, - классы оснащены компьютерами, интерактивными досками, учащиеся имеют персональные компьютеры, пользуются электронными словарями. Радуюсь, что компьютерные технологии прочно входят в учебный процесс, повышая эффективность обучения, расширяя объем информации, при этом вижу, что совершенствуются методы преподавания.
Болезненно я воспринимаю, пожалуй, только сокращение часов по русскому языку и литературе. Нам нужны грамотные, трудолюбивые, умные, целеустремленные люди, любящие литературу, свою Родину. Ведь эти черты воспитываются у молодежи на уроках русского языка и литературы. Разве можно сокращать количество уроков по этим предметам и ликвидировать изучение таких произведений, как романы «Как закалялась сталь», «Молодая гвардия» и других патриотических произведений?

Алевтина ВИНОГРАДОВА, ветеран педагогического труда, отличник профтехобразования