Игорь ПАВЛОВ, заместитель руководителя Департамента образования:
- Преемственность в системе Департамента образования сохраняется. Интеграционные процессы, начатые в 90-е годы, сегодня получают свое логическое развитие и переносятся на систему образования.
Проблемы шефства молодых педагогов над ветеранами педагогического труда для всех нас очень важны. Мы считаем, что это шефство - эффективная педагогическая технология становления молодых специалистов. Взаимодействие с общегородским советом ветеранов и отраслевым Советом ветеранов педагогического труда - два направления работы департамента. Все программы, которые есть сегодня и разрабатываются, это учитывают.
Недавно состоялся пленум Московского городского совета ветеранов, посвященный Посланию Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию и обсуждению этого послания. На пленуме с докладом выступил председатель совета Владимир Долгих. Основным посылом доклада Владимира Ивановича были несколько тезисов, которые, на мой взгляд, чрезвычайно актуальны для системы образования в целом. Первый тезис - основная сверхзадача построения государственной политики заключается в том, что мы должны сформировать баланс гражданского общества и сильного государства. Этот очень мощный тезис, который Владимир Долгих подробно расшифровал, тут важно понять, что не может быть никакого гражданского общества без сильного государства. С другой стороны, этот баланс создается довольно сложно. Следующий тезис, который прозвучал, очень для нас интересен, он о том, что воспитание - один из механизмов такого баланса. Без воспитывающей функции этот баланс создать довольно сложно. Поэтому третий тезис о том, что как раз духовно-нравственное воспитание, гражданское и патриотическое воспитание наших ребят, преемственность поколений - необходимое условие на сегодняшнем этапе развития нашей государственности, нашего общества. Тут сразу возникает вопрос о формах воспитания, ведь самая большая проблема современного мира заключается в том, что воспитание - трансляция, передача норм, укладов, традиций. Живя в открытом информационном мире, мы постоянно спрашиваем: какие нормы транслируются наиболее эффективно и кем они транслируются, а какие формы воспитывающей деятельности отстали. Здесь мы призываем и ветеранов (ветераны нас слышат и понимают наши тревоги), что наша первая задача - искать те формы, которые наиболее адекватны для воспитания молодого поколения, которые могли бы транслировать те наши традиционные ценности, за которые отдавали жизни наши деды и прадеды. Для того чтобы мы могли транслировать наши ценности, необходимо разрабатывать для этого новые формы. Кроме того, принципиально важно то, чтобы сегодня, когда в московской системе образования наработано очень много интереснейших форм воспитывающей деятельности, сделать все эти формы массовыми, так как до сих пока в воспитывающей деятельности у нас, к сожалению, сохраняется некоторая локальность. Речь идет о том, что часть ребят, участвующих в патриотическом воспитании, в акциях, в мероприятиях, в основном костяк тех, которые есть в любом образовательном учреждении, им это интересно, они на это откликаются. Наша задача вместе с советом ветеранов-педагогов - сделать так, чтобы этой деятельностью, связанной с духовно-нравственным, патриотическим, гражданским воспитанием, были охвачены все ребята, по крайней мере мы к этому должны двигаться. Не случайно Департамент образования и Московский городской совет ветеранов подписали соглашение о сотрудничестве, теперь у нас есть план совместной работы.

Вера КАЛГАШКИНА, председатель Московского городского совета ветеранов педагогической деятельности:
- Мы, ветераны, благодарны Департаменту образования, лично его руководителю Исааку Калине, начальникам окружных управлений образования за то, что, несмотря на большое количество дел, которыми они занимаются, система образования проявляет внимание к тем, кто всю свою жизнь отдал работе по воспитанию подрастающих поколений.
Ветераны следят за тем, что происходит в столичной системе образования. Мы считаем, что модернизация образования давно назрела, что в Москве она идет продуманно. Одно то, что зарплата педагогов нынче стала существенно выше и помогает учителю работать качественнее, достойно всяческого уважения. Но модернизация образования не только улучшение материального положения педагогов и образовательных учреждений, хотя и это архиважно. Сегодня мы, ветераны, провели небольшой анализ первых шагов модернизации образования, увидели много положительного, но считаем, что есть и проблемы, которые, на наш взгляд, пока еще не совсем решены. Первая проблема - кадровые вопросы, связанные с руководителями образовательных учреждений. Раньше в Москве за год-два до назначения на должность руководителя начиналась подготовка кандидатов к управленческой деятельности. Кандидатов на должность мы не искали, у нас был хороший резерв способных педагогов, которых направляли на стажировку к лучшим директорам и они работали стажерами в течение года. Потом педагогический коллектив делал заключение - может ли он работать руководителем образовательного учреждения, получится у него управленческая деятельность или нет. Вторая проблема, на которую мы обратили внимание, - это то, что нужно разъяснять все те шаги по реформированию системы образования, которые предпринимают на разных уровнях. Даже мы, ветераны, отработавшие много лет, считаем, что информации недостаточно, а что говорить о тех, у кого опыта меньше, чем у нас... У меня правнук пошел в первый класс, я посмотрела его тетради, новые учебники - темный лес.

Марина ИВАНОВА, председатель Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования:
- Мы не забываем о том, что ветераны могут привнести в нашу сегодняшнюю деятельность традиции, которые составляют наши нравственные и духовные ценности, и для наших детей, и для учителей, особенно для молодых учителей. Объединение разных генераций наших московских педагогов - одна из задач Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования. Наша профсоюзная организация - то связующее звено, которое работает, объединяя и молодых учителей, и ветеранов педагогического труда. Таких ветеранов в московском городском совете 18 тысяч, 10 тысяч из них остаются членами нашего профсоюза, это те люди, которые уже ушли на заслуженный отдых, но при этом сохранили связи со своими профсоюзными организациями. Это замечательно, так как я думаю, что профсоюз обязательно должен работать с ветеранами по разным направлениям, так как наша главная задача состоит в том, чтобы обеспечить им активную длительную жизнь для того, чтобы они могли дарить молодым поколениям тот опыт, который у них есть.
Если мы говорим о ветеранах, то в первую очередь мы имеем в виду тех людей, которые уже не работают в образовательных учреждениях, но я всегда поражаюсь тому, как они активны и подвижны, мобильны, не каждому молодому человеку хватает сил на то, что делают наши ветераны. Думаю, количество ветеранов с течением времени у нас будет только расти, потому что современная школа, и особенно школа в период реформ, который мы сейчас проходим, требует от учителя новых качеств. Таких современных педагогов, может быть, в большей степени будут готовить педвузы. Новые качества, которые требует наше время, легче освоить молодым педагогам, но мы знаем, что есть педагоги, которые и после достижения пенсионного возраста работают в образовательных учреждениях. Они достигают, скажем, семидесяти лет, могли бы уйти на заслуженный отдых и влиться в ряды наших ветеранов, но не делают это в силу нерешенных (не только в Москве, но и в России) острых социальных проблем.
Наш профсоюз не забывает о наших ветеранах, и они не забывают о наших профсоюзных организациях. Мы сотрудничаем с Московским городским советом ветеранов педагогического труда, с окружными советами ветеранов, стараясь, чтобы они были максимально приближены к тем округам, где действуют, потому что понятно: все ветераны готовы прийти в первую очередь в свои образовательные учреждения, они сохраняют с ними хорошие связи. К ветеранам приходят их коллеги, о них помнят и руководители окружных управлений образования, и председатели окружных профсоюзных организаций. Одним из значимых направлений для нас стало то, что ветеранов приглашают в округа, в образовательные учреждения, им помогают, их поддерживают, их поздравляют с праздниками и юбилеями, с какими-то значимыми для ветеранов датами. Мы понимаем, что очень сложно в нашей школьной или дошкольной жизни передавать свой педагогический опыт, хотя в округах есть наставники, которые работают с молодыми учителями, так как педагогический опыт сильно меняется. А вот обогатить душу молодого человека, помочь в его формировании как гражданина, как патриота нашей страны, лучше ветеранов никто сделать не может. Не случайно в связи с этим и первичные профсоюзные организации, и окружные педагогические организации вместе с ветеранами участвуют в развитии музейного дела, где ветераны педагогического труда могут в полной мере выполнить большую работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Не случайно мы говорим, что живое слово ветерана о тех событиях, которые были в их жизни, часто очень нужно для наших детей. Детям важно узнать, понять, увидеть, как, в каких условиях и что делали наши ветераны как педагоги. У нас создают сейчас уже музеи, посвященные педагогической славе, педагогическому опыту, где в большей степени должны быть представлены наши ветераны педагогического труда. Например, в одном из наших округов на базе школы №1605 открыт музей педагогической славы, там можно познакомиться с опытом работы наших ветеранов.
Как социальная организация, как организация, которая очень много внимания уделяет и досугу, и оздоровлению, и оказанию материальной помощи, профсоюз старается, чтобы в этом смысле наши ветераны не были забыты. Совет ветеранов гордится, что эта общественная организация работает без спонсоров, но, наверное, я могу сказать, что хотя в этом случае профсоюз и нельзя назвать спонсором, но тем не менее мы та организация, которая все же помогает совету в его жизни и деятельности. Только в 2012 году около 10 миллионов рублей профсоюз направил на поддержку ветеранов и в проведении каких-то экскурсий, и в организации походов в театры или на концерт, и в проведении диспансеризации. Направлений в нашей деятельности с ветеранами много, это, конечно, шефство прежде всего с точки зрения обеспечения для них возможности общаться со своими коллегами, с молодыми учителями, возможность организовать оздоровительные занятия, в том числе плавание в бассейнах города, досуг, посетить медицинские учреждения, возможность развивать совместную работу с молодыми учителями и другими коллегами в музеях.
Самое сложное, что можно организовать для ветеранов, - это общение. Мы, конечно, пытаемся устраивать чайные столы для ветеранов в школах и в округах, приносить для них какие-то заказы, помогать материально или в каких-то мелких ремонтных работах. Но мы, конечно, понимаем, что этого недостаточно. Наш Совет ветеранов педагогического труда объединяет педагогов из разных категорий, из разных образовательных учреждений - колледжей, школ, детских садов, учреждений дополнительного образования, но, наверное, было бы очень правильно, если бы мы нашли возможность более полного использования тех ресурсов, которыми владеют колледжи, чтобы направить их на помощь ветеранам. Когда видишь, какая материальная помощь оказана ветеранам, и узнаешь, на что она пошла - на приобретение телевизора, стульев или замену стола, то становится понятно - многие из этих вещей можно было бы приобрести, заказав их в наших колледжах. Перспективы поддержки ветеранов видны, но они потребуют усилий. Спасибо нашим ветеранам за то, что они такие активные, мобильные, что они продолжают и выступать в концертах, и ездить на экскурсии, и общаться со своими коллегами.