Сергей СОБЯНИН:
- Коррупцию в целом устранить, наверное, еще никому в мире не удалось, но поставить себе и реализовать задачу, чтобы коррупция не мешала развитию города, не влияла серьезным образом на управленческие процессы, вполне возможно, мы этим системно и серьезно занимаемся.
Первое и, наверное, главное направление - работа с кадрами. В Правительстве Москвы и в подразделениях многие люди работали очень давно - десятилетиями, в предыдущие два-три года нам пришлось проводить серьезную ротацию. Управленческое звено на уровне Правительства Москвы, руководителей департаментов, управ было заменено почти на две трети, но это не значит, что все руководители были уволены. Некоторые из них были перемещены на другие должности, некоторые даже были повышены, большая часть пошли заниматься уже другой работой, не чиновнической. Но главное не уволить человека, главное - подыскать на его место достойную кандидатуру, для этого была создана система независимой квалификационной оценки тех кадров, которых мы принимаем на работу. Сегодня ни один руководитель Департамента, ни один его заместитель, ни одно должностное лицо не принимаются без предварительной независимой оценки его потенциала и мотивации его работы. По отношению к главам управ мы ввели временной ценз работы - не более семи лет. Это тот срок, во время которого глава управы может вполне себя зарекомендовать и реализовать свой потенциал, в дальнейшем нужно, чтобы он уже занимался либо такой же работой в другом районе, либо был повышен, либо нашел себе иную работу, потому что многолетняя работа на одном месте, наверное, не добавит ему зоркости взгляда на те недостатки, которые есть в том или ином районе.
В Москве объем государственных закупок составляет около 600 млрд в год - это строительные контракты, подрядные закупки различных материалов, лекарств, поэтому с самого начала мы для себя поставили задачу сделать систему городского заказа максимально прозрачной и эффективной. Должен сказать, что сегодня действительно создана система, на мой взгляд, одна из самых эффективных в стране. В год за счет всей системы подготовки, предварительного рассмотрения, проведения конкурсов экономятся около
150 млрд рублей. Это деньги, которые позволили нам вести дополнительное строительство, в том числе транспортное строительство, закупать больше медицинских препаратов, средств, оборудования, больше вкладывать в ремонт и поддержание всей бюджетной системы, убрать эту маржу, которая, вполне возможно, раньше расходилась по карманам либо недобросовестных чиновников, либо подрядчиков.
Мы активно работаем с правоохранительными органами, я благодарен им за ту поддержку, которую они нам оказывают. За последние 1,5 года были привлечены к уголовной ответственности 34 государственных служащих, которые работают в нашей системе. Только с начала года мы направили 33 материала с просьбой о возбуждении уголовных дел.
Мы никогда не скупились на персональную ответственность, на наказания, связанные и с объявлением замечаний, выговоров, увольнением чиновников. Мы ввели правило: в случае если заказчик не применяет экономические санкции к подрядчику, имея предписание административной инспекции, такие заказчики подлежат или наказанию, или увольнению. Эта система привела к тому, что мы за последний год увеличили количество экономических санкций в 4 раза, а количество уволенных заказчиков исчисляется десятками. Хочу сказать, что мы эти мероприятия, эту практику продолжим, все заказчики должны внимательно следить за тем, чтобы к подрядчикам применялись своевременные экономические санкции, если мы выявляем те или иные нарушения. Любые слишком доброжелательные отношения с подрядчиками будут расцениваться как подозрение в коррупции.
Ни один случай нарушения работы эксплуатирующей организацией не должен оставаться без внимания. Здесь очень важна роль не только административных органов, но и муниципального, общественного контроля. Мы приняли решение, по которому все штрафы с подрядных организаций по эксплуатации города передают муниципалитетам на благоустройство тех или иных районов. Я считаю, что это должно быть хорошей мотивацией, чтобы и жители, и муниципальные депутаты активнее участвовали в контроле работы эксплуатирующих организаций.
Для того чтобы обеспечить не только административный, но и народный контроль за тем, что делается в городе, мы ввели три портала - «Наш город», «Дома Москвы», «Дороги Москвы», и сегодня около 5 тыс. заявлений в неделю поступает от граждан, которые указывают на те или иные недостатки по эксплуатации дорог, домов, дворов. Это серьезное подспорье, для того чтобы видеть реальную картину того, что происходит в городе, включить в контроль за работой городских служб все население Москвы. Сегодня систему народного контроля всяческими бюрократическими ухищрениями обмануть невозможно, потому что у заявителя всегда есть возможность вновь обратиться и указать недобросовестным чиновникам, что ответ дан неправильно либо работы не выполнены. Это, конечно, тоже серьезным образом снижает коррупционную составляющую в контроле за эксплуатацией нашего города.
Что касается предоставления услуг гражданам, то здесь, конечно, тоже целое поле возможной бытовой коррупции, поэтому мы пошли по пути создания системы многофункциональных центров по предоставлению услуг. Сегодня половина города охвачена такими центрами, где возможность какой-либо бытовой коррупции практически исключена, потому что предоставление услуг проводится совершенно публично и открыто, значительная часть самих услуг переведена в электронную форму, и в дальнейшем стоит задача, чтобы вообще большинство услуг в городе возможно было получать в электронном виде. Динамика этой работы очень высока, тем не менее нам останавливаться здесь нельзя.
Одной из коррупционных кормушек были взаимоотношения с мелкорозничной торговлей, когда различного рода торговые точки, киоски, палатки устанавливались с гласного или негласного разрешения тех или иных чиновников, в том числе из правоохранительных органов. Сегодня эта система полностью изменена, создана отраслевая схема размещения мелкорозничной торговли, согласованная с местными депутатами и общественностью, торги проводятся в аукционном порядке. Тем не менее то там то здесь появляются новые торговые объекты. Я предупреждал и предупреждаю глав управ, которые персонально отвечают за наведение порядка в этой сфере: любое появление торговой точки, которой нет в отраслевой схеме, будет караться самыми жесткими дисциплинарными взысканиями вплоть до увольнения.
Два года назад система размещения рекламы в городе была такой, что Москва получала от этого жалкие гроши, в то же время город был весь завешен рекламой. Смею предполагать, что разрешение на такие системы развешивания рекламы тоже было не безвозмездным. Сегодня мы переходим на систему аукционов по размещению рекламы, уменьшаем и сам объем рекламы в разы, город после каждого такого аукциона начинает получать в бюджет в разы больше денег, чем было прежде. Это означает, что и в этом сегменте мы уменьшаем коррупционную составляющую. Тем не менее основные аукционы по размещению рекламы еще впереди. Я прошу следить за их правомерностью и открытостью.
Большой коррупционной составляющей или возможностью для получения взяток или создания каких-то непрозрачных схем была система инвестиционных контрактов, которых в городе насчитывалась не одна тысяча. В ходе подготовки инвестиционных контрактов все договаривались со всеми, никакой единой системы взаимоотношений с инвесторами, строителями не существовало. Поэтому мы могли иметь долю 5% в объекте, могли иметь 45, 30% - как бог на душу положит, как договоримся. Сегодня эта система полностью ревизована, всякие инвестконтракты в дальнейшем запрещены, взаимоотношения с инвесторами по уплате доли города проводятся в совершенно открытом и понятном режиме, поэтому, надеюсь, и здесь мы значительно продвинулись с точки зрения коррупционной составляющей. Тем не менее в настоящее время нам необходимо переходить от рыночной составляющей к кадастровой оценке объектов для взимания платы в бюджет города. Такая система принята, ее необходимо внедрять.