​Индульгенция

- В соответствии с нормами трудового законодательства (ч. 1 ст. 179 Трудового кодекса РФ) при сокращении численности или штата работников организации преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
Несомненно, наличие ведомственных знаков отличия, таких как, например, нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ», является высоким показателем квалификации педагогического работника. Администрация школы должна уделить этому соответствующее внимание.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников учреждения, пользующихся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.
Обращаем ваше внимание, что возраст работника не может быть основанием для увольнения при сокращении штата, если работник явно обладает более высокой квалификацией и производительностью труда.
Статьей 178 ТК РФ установлено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией учреждения либо сокращением численности или штата работников учреждения увольняемым работникам выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенными работниками в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работники обратились в этот орган и не были им трудоустроены.

Грамоты по-прежнему важны

- Является ли Почетная грамота Министерства образования и науки, врученная за победу в конкурсе лучших учителей РФ в 2007 г., основанием для выдачи звания «Ветеран труда»?

- В соответствии со ст.7 Закона РФ от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица:
1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»;
2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Почетная грамота Министерства образования и науки РФ является ведомственной наградой отличия в труде.
Если вам вручена Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (федерального ведомства) в соответствии с Положением о знаках отличия в сфере образования и науки (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2004 г. №84), то, без сомнения, эта награда дает право на присвоение звания «Ветеран труда».
Согласно п. 11.1 Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Почетная грамота) награждаются работники министерств и ведомств, органов управления образованием, органов по молодежной политике, образовательных учреждений (организаций) и научных организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, организаций, образующих научно-производственные комплексы наукоградов Российской Федерации, работники предприятий, организаций, министерств и ведомств за:
- большую и плодотворную работу по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов и научно-педагогических кадров;
- внедрение в образовательный и воспитательный процессы новых технологий, форм и методов обучения, обеспечение единства обучения и воспитания, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности;
- развитие научных исследований по актуальным проблемам фундаментальной и прикладной науки, в том числе по проблемам образования, достижения в региональных, федеральных, международных образовательных и научно-технических программах и проектах, реализации региональных межвузовских программ по приоритетным направлениям науки, техники и культуры;
- успехи в практической подготовке обучающихся и воспитанников, в развитии их творческой активности и самостоятельности;
- значительные успехи в учебе и обучении;
- постоянную и активную помощь образовательным учреждениям (организациям) в практической подготовке высококвалифицированных специалистов, развитии материально-технической базы образовательных учреждений (организаций).

Учение как лечение

- Только ли медицинские показатели являются основанием для перевода ученика на домашнее обучение и каковы требования к продолжительности урока на дому для больного ребенка?

- Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей). Других оснований законом не предусмотрено.
Особо отмечу, что такая форма обучения обязательно подразумевает просьбу родителей, выраженную в письменной форме. К заявлению родителей должно быть приложено заключение медицинского осмотра. На основании медицинского заключения директор образовательного учреждения определяет, кто из учителей будет участвовать в надомном обучении ребенка.
У ребенка, находящегося на такой форме обучения, сохраняются все права, предусмотренные законодательством об образовании (обучение в классе, пользование библиотечным фондом школы, прохождение текущей и итоговой аттестации и другие). В случае выздоровления ребенок может быть переведен на обычную форму обучения.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (вступает в силу с 1 сентября 2013 г.) предусматривает, что порядок регламентации и оформления отношений школы и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ.
Что касается продолжительности урока на дому для больного ребенка, то Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 27.03.2006 г. №69, установлено следующее.
Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся, в том числе «динамический час» для обучающихся 1-го класса. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.
Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утвержденных в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.
Кроме того, письмом Минобрнауки от 26.10.2004 №АФ-947 также предусматривается, что при возложении на учителей общеобразовательных учреждений, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обязанностей по обучению детей на дому в соответствии с медицинским заключением учебные часы, предусмотренные на эти цели, включаются в их учебную нагрузку на общих основаниях.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает каких-либо специальных условий учета рабочего времени учителя, осуществляющего обучение детей на дому.
Организация учебных занятий на дому, как и занятий в школе, должна соответствовать СанПиН 2.4.2.2821-10 (утверждены постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189), согласно которым продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут.
Исключения установлены для 1-го класса и компенсирующего класса.
Для первоклассников используется ступенчатый режим обучения в первом полугодии (в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; в январе-мае - по 4 урока по 45 минут каждый).
Продолжительность урока в компенсирующем классе не должна превышать 40 минут.

Кружок - еще не пенсия

- Объясните, пожалуйста, ситуацию. В 2002-2003 учебном году меня оформили в школе учителем изобразительного искусства (14 часов) и педагогом допобразования (0,5 ставки). Тогда сказали, что льготный стаж будет идти. Сейчас при оформлении льготной пенсии этот период в стаж не засчитывают. Правомерно ли это?

- Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил установлено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (также утвержден вышеуказанным постановлением Правительства РФ) (далее - Список) засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Однако нужно учитывать и положения пункта 3 Правил, согласно которому в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке. При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.4 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.
То есть суммарная работа по основному и другим местам работы на ставку заработной платы в любом случае подразумевает необходимость работы только в должностях и учреждениях, указанных в Списке.
К сожалению, работа в должности педагога дополнительного образования засчитывается в стаж работы для педагогической пенсии только в том случае, если она выполнялась в учреждениях, поименованных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» (учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). Общеобразовательные учреждения (школы), увы, названы в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка, при этом должность педагога дополнительного образования в пункте 1 «Наименование должностей» Списка не названа.
Таким образом, пенсионные органы в рассматриваемом случае вправе учитывать только работу учителем изобразительного искусства. К сожалению, период работы в этой должности не на полную ставку не дает права на досрочную педагогическую пенсию.