- Виктория Николаевна, как и, главное, во имя чего вы все эти годы сохраняете в своей школе черчение?
- Я его веду за счет школьного компонента. А во имя чего... У нас на полуострове есть два вуза, в которых этот предмет остро востребован, - Камчатский государственный технический университет и Дальневосточный государственный университет. Там преподают начертательную геометрию и инженерную графику, освоить которые без наличия какой-либо базы крайне сложно. И мы используем все возможности, чтобы преподавать детям это направление уже в школе. Но одной лишь геометрии явно не хватает, нужны совершенно иные компетенции, умение читать и создавать сложные машиностроительные чертежи, допуски, посадки, обозначения металлов и сплавов на чертеже.
- А что представляет собой школьное черчение в его современном понимании? Это все тот же циркуль, карандаш, ластик или все-таки Autocad и Компас-3D?
- И то и другое плюс тесты, занимательные задачи. У меня в 10-м классе есть элективный курс «Занимательные задачи по черчению». Там очень много головоломок. Я работаю со специализированным софтом, но чтобы задать компьютеру какую-либо задачу, обозначить последовательность действий, нужно самому знать черчение. Машина за тебя не сделает ничего, она выполняет твои команды, вычерчивает красиво и ровно то, что ты ей скажешь, но прежде надо понять, что задать. Поэтому на элективных курсах мы чертим на ватмане, решаем теоретические задачи, смотрим презентации, то есть тут и практика, и теория.
- А как вы относитесь к идее создания единого предмета, который включил бы в себя черчение, начертательную геометрию и просто геометрию?
- Неплохо, конечно же. Особенно если этот предмет будет идти с 7-го класса, а не с 8-го, как сейчас. Хотя, думаю, многие будут против. Но комбинированный курс можно придумать интересный. Ко мне приходят ребята, которые путаются в понятиях, не знают, что такое хорда, касательная, не могут определить перпендикуляр к окружности, не догадываясь, что это радиус. Поэтому на черчении мне приходится им объяснять геометрию, которую я не веду.
- Какие качества развивает в ученике черчение? И кому оно все-таки нужно - только тем, кто будет поступать в технические вузы, или гуманитариям тоже?
- Черчение дисциплинирует, воспитывает аккуратность, чувство гармонии, помогает отрабатывать графические навыки, укрепить руку, позволяет человеку делать более четкие линии, вырабатывает усидчивость, обостряет внимание, развивает образное мышление. Поэтому, я уверена, на каком-то уровне черчение нужно всем, и полученные навыки полезны не только будущим инженерам. К примеру, многие сейчас хотят стать дизайнерами. Но там черчение есть на вступительных экзаменах! Я дополнительно занимаюсь с ребятами, которые собираются поступать в архитектурные вузы. Так вот вступительное испытание там длится 4 часа, он включает в себя задания наподобие «Постройте чертеж детали от руки», причем оцениваются простановка размеров, компоновка чертежа, шрифт. А мы на уроках все это отрабатываем. Поэтому мои выпускники без проблем поступают в вузы Санкт-Петербурга, Москвы, Самары, Хабаровска, Камчатки.
- Многие люди совершенно не умеют ориентироваться в незнакомом городе, даже имея под рукой карту или GPS-навигатор. Я так понимаю, черчение и здесь способно помочь выработать нужные способности, развить пространственное воображение?
- Да, определенно. И не случайно все военные вузы, в частности, где готовят подводников, при поступлении на штурманское отделение в обязательном порядке проводят экзамен по черчению. Мы пытались интегрировать черчение в другие предметы, например в технологию. Ребята сначала готовят чертеж, раскладку, а потом по нему что-то вырезают. Думаю, имеет смысл скооперироваться с географами, ведь и картография, и геология тоже содержат элементы черчения. Предположительно, можно подружиться с преподавателями информатики и физики, ведь архитектура микропроцессоров и схемотехника также немыслимы без чертежных навыков.
- Виктория Николаевна, а ведь тут открываются великолепные перспективы для сотрудничества с учреждениями системы НПО и СПО!
- Действительно, не стоит ограничиваться только связкой «школа - вуз», необходимо учитывать и промежуточные звенья. Не так давно в Петропавловск-Камчатский приезжали разработчики ФГОС, там присутствовал ректор МГУ Виктор Садовничий. Я спросила его: «Как же так, в 30-40-х гг., когда у нас была индустриализация всей страны, черчения было 4 часа в неделю, в 70-е годы - 2 часа, в начале 90-х сократили до 1 часа, а сейчас вообще исключили! Почему?» Виктор Антонович сказал, что нет социального заказа. Но как же его нет, ведь и президент, и премьер-министр в последнее время только и говорят о необходимости обновления и омоложения инженерных кадров! На нашем судоремонтном заводе средний возраст инженеров - за 50, они сейчас уйдут, а кто придет? Надо смотреть в будущее! У нас нет инженеров для кораблестроения, ведь раньше на весь СССР было всего несколько кораблестроительных вузов. Теперь остался только один, в Питере. Так кто же будет готовить мастеров и инженеров? И как их вообще можно готовить без школьного черчения?..

Вилючинск, Камчатский край