Основная идея нашего проекта очень проста. Учителя летом вместо отпуска продолжают работать, а ученики вместо каникул продолжают учиться. Но понятно, происходит это в очень необычной форме, которая и заставляет нас посвятить экспедиции свои каникулы. Просто каждый из собравшихся здесь педагогов учит применять свой предмет для конкретных практических целей в полевых условиях: например, определить, какой из фруктов содержит больше витамина С, измерить чистоту воздуха, глядя при этом на лишайники, или выяснить, что означают слова Машук, Бештау, Эльбрус и какой народ их так назвал.
Вся работа в течение одиннадцати дней ведется в полевых условиях. Мы живем в палаточном лагере прямо на природе. А еще экспедиция всегда предполагает изыскания. Каждый из учителей будет уводить нас на поиски одному ему известных сокровищ природы.
Для проведения экспедиции мы всегда выбираем регион России, где этих сокровищ особенно много.
Так, первая экспедиция проходила в 2002 году на берегах Байкала. Вторую принимала Республика Коми, Северное Приуралье, таежные леса Печоро-Илычского заповедника. Третья экспедиция расположилась в Краснодарском крае на берегах Азовского моря. Четвертая  прошла на Кавказе, в гостеприимной Горной Адыгее. В 2006 году пятая экспедиция очутилась в Озерном крае, на территории Новгородской области. В 2007 году экспедиция побывала в засушливых степях Астраханской области, на берегу солончакового озера Баскунчак и в дельте Волги. В 2008 году мы работали в горах Карачаево-Черкесии, в долине реки Теберда, в предгорьях всемирно известного Домбая. Летом 2009 года экспедиция побывала на Южном Урале, на территории пещерного комплекса Сикияз-Томак в долине реки Ай и национального парка «Зюраткуль». В 2010 году экспедиция проводилась на Нижней Волге. Объектом нашего исследования стал природный парк «Волго-Ахтубинская пойма». Юбилейную десятую экспедицию принимала Калининградская область. Наш лагерь располагался в уникальном месте - в национальном парке «Куршская коса» на самом берегу Балтийского моря. В прошлом году одиннадцатая экспедиция проходила на территории природного парка «Шаркан» в Удмуртской Республике.
Как организована экспедиция? Все участники объединяются в несколько рабочих групп. В этой экспедиции их было 13. В пяти из них оказались ветераны экспедиции, те, кто участвует в ней уже не в первый раз. Они будут заниматься по особой программе.
Каждый учитель привозит свою исследовательскую программу и работает над ней с ребятами в своей мастерской. Мастерская - это не обязательно кабинет. Это может быть берег озера, лесная поляна. Мастерская там, где есть мастер.
Есть у нас и культурная программа. В этом году мы побывали на экскурсии в городе-курорте Кисловодске, совершили восхождение на горы Машук и Бештау, а Пятигорску была посвящена отдельная программа, которую мы называем «День региона». Кроме того, прямо рядом с нашим лагерем находились два места со странными названиями: арборетум и терренкур. И мы их, конечно, тоже посетили. В Перкальском арборетуме собрана уникальная коллекция представителей флоры Кавказа. А терренкур - это вообще удивительная вещь, специальная зона для лечебного хождения пешком. Мы побывали на Кисловодском фарфоровом заводе, Теркском конном заводе, а также в преддверии 200-летия со дня рождения Михаила Лермонтова посетили домик, место дуэли, первое захоронение, любимые места поэта.

30 июня. Здравствуй, Ставрополье!
В этот день состоялось открытие двенадцатой межрегиональной экологической экспедиции школьников России «Пятигорье-2013». Флаги всех регионов развевались на ветру над головами 200 участников. Парад делегаций возглавили ребята из Ставропольского края, им же была предоставлена честь поднять флаг экспедиции. Ставрополь приветствовал экспедицию зажигательными танцами и песнями. Образовательные и научные цели экспедиции озвучил руководитель экспедиции Владимир Головнер. Короткая и яркая церемония открытия завершилась пением гимна экспедиции и запуском воздушных шаров в ясное небо Кавказа.
Вечером все делегации собрались на эстраде для традиционного представления регионов. В этом году оно особенно удалось. Сценические номера были традиционными и новаторскими, яркими и познавательными, смешными и трогательными. Ближе к ночи зазвучал гимн экспедиции, который объединил ребят в один большой круг.

1 июля. Первые мастерские
44 учителя привезли в экспедицию удивительные мастерские для того, чтобы ребята научились чему-то новому и полезному.
Нам повезло. Сегодня мы будем изучать почву под наставничеством Галины Монаковой, учителя географии из Белгородской области. Сколько тайн таит в себе наша земля! Аккуратно слой за слоем мы создаем почвенный срез, изучаем механические и физические свойства, состав, определяем толщину гумуса.
Настоящим открытием первого дня стал новый преподаватель из Оренбурга. Стоит отметить незаурядные познания в области своего предмета и великолепную память Кирилла Демушова, хранящую в своих недрах немало произведений русских классиков. Поговаривают даже о том, что Кирилл Геннадьевич - танцор экстра-класса...
Благодаря занятию «Цифровая лаборатория» с Алексеем Овчинниковым мы теперь точно знаем, какие условия окружающей среды считаются благоприятными для жизни. Анализируя абиотические факторы среды, мы успели не только получить нужную информацию, но и погулять по лесу, попеть и даже зарядку сделать!
А в пресс-центре вовсю кипит работа. Идет верстка первой экспедиционной газеты «ПятКа». С творческой группой активно работают учителя русского языка и литературы - Андрей Успенский из Вологодской области и Наталья Тихонова из Воронежской области, а также учитель информатики из Томской области Елена Емельянова.
Еще одна творческая группа монтирует первые выпуски экспедиционного телевидения. Педагоги Марина Никоарэ из Вологды и Павел Курдаков из Сатки вовлекли в эту деятельность самых активных экспедиторов.
2 июля. Машук покорен
Этот день начался с приключения под названием «Восхождение на Машук». Несмотря на то что всю ночь шел дождь, мы решились на этот удивительный по красоте маршрут.
Покорив вершину, мы увидели только завесу тумана. Но потом нам открылась панорама Пятигорска. Подъем оказался достаточно сложным и продолжительным. Но мы справились. Назад большая часть возвращалась по канатной дороге. Это так здорово!
После возвращения нам удалось попасть в мастерскую Юлии Митьковой, учителя из Смоленска. Мастерская «Ты - исследователь» - блестящая возможность сломать прочные, но изжившие себя штампы и, освободившись от «коллективного мышления», развить свою индивидуальность, способность выразительнее и осмысленнее смотреть на окружающие нас процессы.
Для рационального природопользования необходимо глубокое знание растительного покрова. Тесная взаимосвязь жизни растений с условиями существования позволяет по особенностям среды судить о потребностях растений, по характеру растительности делать заключение о свойствах среды. Использование растительности как индикатора условий среды называют фитоиндикацией. Именно этому мы учились в мастерской Ларисы Ким, учителя биологии из Саратовской области.
А вечером нас ждало незабываемое зрелище под названием «Посвящение в экспедиторы». Впервые в этой церемонии приняли участие учителя - новички  экспедиции.

3 июля. Призрак Эльзы
Что интересного в обычно скучной и нудной физике? Наверное, преподаватель. Мы оказались в прошлом, в конце XIX - начале XX века, побывали в лаборатории Кюри и Беккереля, отведали «пудинг с электронами», испеченный Джи-Джи Томсоном, проделали огромный путь из Австралии на Британские острова вместе с Эрнестом Резерфордом. После мастерской «Мониторинг радиоактивности» мы открыли для себя физику по-новому. Энтузиазм, с которым Андрей Семке, учитель из Краснодарского края, рассказывает о своем предмете, захватывает целиком и полностью.
Вечернее занятие не предвещало чего-то необычного. Тема - топонимика. Искусство определять происхождение названий объектов оказалось не таким сложным. Вместе с Галиной Семке, учителем из Краснодарского края, отправились в город. Нашли старый заброшенный дом под названием «Эльза», исполненный в романском стиле. Руины притягивают именно своей запущенностью. Мистическую атмосферу особняку придает буйная зелень. Здание построено в 1905 году и было когда-то популярной гостиницей. Название получено в честь молодой Эльзы, хозяйки гостиницы. После революции здание было национализировано, а сама хозяйка исчезла при неизвестных обстоятельствах. Ходят слухи, что ее расстреляли, а тело замуровали в стенах подвала. Считается, что в доме до сих пор бродит призрак Эльзы...
Вечером состоялась игра «Что? Где? Когда?». Итог: победа ветеранов. Стоит отметить, что отличились и новички. Многие из них дали правильные ответы. Было доказано, что экспедиторы в отличной физической и умственной форме!

4 июля. Обменные программы
Сегодня мы побывали на очень интересной мастерской под названием «Увлекательная бионика». Нам была предоставлена возможность самим сделать научное изобретение. Конечно, эта мастерская вызвала огромный интерес у фантазеров. Ученики предложили большое количество оригинальных идей. Вот некоторые из них: одежда-хамелеон, работающая на принципе изменения цвета по настроению того человека, который ее носит, нанороботы, которые вживляются в организм человека, помогая ему дышать под водой и бегать с огромной скоростью, танк-бункер, который в случае опасности зарывается глубоко в землю, спасая свой экипаж от гибели. Геннадий Петров, учитель экологии из Республики Удмуртия, помогал ребятам оформлять их разрозненные мысли в четкие идеи.
Очень запомнилась мастерская Елизабеты Бойдевой, преподавателя из Болгарии. Она научила нас некоторым основным фразам на болгарском языке, например таким: «Как се казваш? Къде живеш? От кой град си? В кой класс си?» и другим. На занятии мы составили диалоги, позадавали друг другу вопросы, спели песню.
А вечером нас ждала увлекательная программа. В этом году в экспедиции мы второй раз проводим обмен опытом под названием «День креатива». Каждый участник учит остальных тому, что он умеет сам. В результате мы научились вязать фенечки, плести веники, танцевать зажигательные латиноамериканские танцы, играть на гитаре, играть в популярную настольную игру «Dixit», изготавливать свистульки и проводить точечный массаж головы. Вечер удался, и мы долго делились новыми знаниями.

5 июля. Спортивный праздник
На занятии учителя географии из Сарова Светланы Жигановой мы изучали морфологические и химические свойства почвы, выявляли зависимость свойств почв от почвообразующих факторов, а главным нашим инструментом была, конечно же, лопата. Мы копали, искали почвенные горизонты и опять копали. Чумазые, но полностью выполнившие поставленные перед нами задачи, мы покидали берег пруда.
А на занятии Анжелы Пинюковой, учителя химии из Калужской области, мы занимались проблемами энергосбережения. Провели полный анализ пространства, на котором обитаем, и нашли проблемы в области энергосбережения и экономии энергоресурсов. Играя в ассоциации, дискутируя и проектируя, мы смогли выработать не только рекомендации по данному вопросу, но и подготовили ряд требований к человечеству, без которых дальнейшая наша жизнь просто невозможна.
Переправа - наиболее сложный и опасный элемент туристского пешеходного похода. Один из видов переправы - навесная. Необходимость в ней может возникнуть не только на маршрутах высокой сложности, но и во время более простых походов в период дождей, а также при транспортировке заболевшего или травмированного участника. Техническим навыкам создания переправы нас прекрасно обучил Арсений Попов, учитель ОБЖ из Тамбова.
А вечером спортивный праздник. Команда педагогов сражалась с мальчишками и девчонками в футбол и волейбол.

6 июля. Игры народов
Сегодня мы идем оценивать минеральные ресурсы с Владимиром Головнером, учителем химии из Москвы. С собой на занятие несем переносную химическую лабораторию, в ней все: и нужные реактивы, и пробирки. Изучаем минералы, привезенные из других экспедиций: магнезит, калийную соль. Удивительная находка - камни с потухшего вулкана Эльбрус. Сравниваем. Растираем в ступке, анализируем на катионы и анионы. А на очереди минеральная вода. Кавказские воды славятся на весь мир. На мастерской мы разгадываем тайны этого природного творения. Это необычный химический состав!
А после обеденного отдыха попадаем в мастерскую Марины Говоровой, московского учителя обществознания, где в игровой обстановке изучаем семейное право. Просто и доступно мы познаем тайны общежития, общения и коммуникации.
Сбор насекомых просто руками никогда не даст разнообразного материала. Такой прием позволит обнаружить и поймать только ничтожную часть видов в данной местности. Приборов для ловли насекомых требуется очень немного, причем большинство их универсально, то есть пригодно для добывания насекомых, принадлежащих к различным группам. Поиску, ловле и изучению различных бабочек, жуков, пауков посвящена мастерская Дмитрия Филатова, учителя географии, ОБЖ, физкультуры из Амурской области.
А вечером нас ожидали неповторимые «Игры народов экспедиции». Удмуртские и казачьи, якутские и адыгейские, владимирские и тамбовские, сложные и простые, забавные и требующие ловкости. Завершилось состязание традиционной игрой в комибол, придуманной во время второй экспедиции в Республику Коми.

7 июля. Экскурсия в Кисловодск
В мастерской Оксаны Вережниковой, учителя химии из Новгородской области, и Людмилы Терещенко, учителя химии из Свердловской области, мы изучили свойства минеральной воды - прозрачность, кислотность, химический состав.
Сегодня экспедиция выбралась в город Кисловодск. День начался с раннего подъема. Спустя час дороги мы добрались до заветного места. По высадке сразу заметили, как чисто кругом. Бросалось в глаза обилие общественных бань и ванн, но это вполне объясняется расположением города. Ведь каждый знает, что Кисловодск находится в зоне высокой концентрации источников целебной воды.
Мы отправились исследовать местность. Стоит отметить, что крыши двухэтажных домиков на главном Кисловодском бульваре оказались вполне досягаемы со склона, возле которого стояли эти самые дома. С крыш открывался чудесный вид на гудящий человеческий улей: сотни людей гуляют, разговаривают, заходят в магазины.
Нельзя также не упомянуть о большом количестве памятников. Особенного внимания заслуживает монумент, поставленный в честь медиков Великой Отечественной войны.

8 июля. День Ставропольского края
В нашем мире есть разные удивительные вещи, которые просто так глазами не увидишь. Но вот если этот глаз «вооружить»... То выясняется, что у мухи есть маленький хобот! Что белый цвет - совсем не белый! Что в капле воды прячется целая жизнь! Во время занятия мы увидели в совершенно новом свете разные, казалось бы знакомые, предметы. Кусочек ткани, отпечаток пальца или волос, мобильный телефон, денежная купюра, страница журнала - все это предстает в совершенно другом свете при увеличении! В мастерской Натальи Телегиной, учителя биологии и химии из Свердловской области, мы открыли для себя микромир.
После обеда мы попали на занятие «Осторожно, короеды!» Сергея Циклова, учителя биологии из Владимирской области. В теории все оказалось просто. Короедами часто ошибочно называют личинок жуков-усачей и других стволовых вредителей. На самом деле короеды - отдельное семейство жуков, отличающихся мелкими (или очень мелкими) размерами, формой тела и характерными ходами, оставляемыми взрослыми особями и личинками на внутренней стороне коры и наружной поверхности древесины. Мы обнаружили совсем немного короедов в национальном парке. Лесники очень хорошо ухаживают за лесом, практически не оставляя вредителям среды обитания.
А вечером для нас открылся удивительный и прекрасный Ставропольский край. Каждая группа готовила презентацию на конкретную тему: «Люди», «Архитектура», «Минеральная вода», «Природа», «Песни и танцы», «Кухня». Делать презентации нам помогали кураторы - учителя краеведения из школ Ставропольского края.
 
9 июля. Концерт межрегиональных делегаций
Сегодня на мастерской Надежды Растрепиной, учителя математики из Ростовской области, мы занимались лесной таксацией. Проводили качественную и количественную оценку леса в статике и динамике. Оказывается, без математики в лесу трудно обойтись. Мы определяли высоту деревьев, рассчитывали объем леса, определяли массу древесины. На этой мастерской мы получили навыки практического применения математики.
С давних времен люди пользовались приметами, которые помогали определять стороны света без использования компаса. Ориентироваться на местности без приборов и с приборами нас обучала Лариса Хуснутдинова, учитель биологии из Челябинской области.
При проведении большинства комплексных исследований часто встает задача рекогносцировки тех или иных природных объектов. Рекогносцировка - это предварительное обследование, основанное только на визуальном наблюдении и не требующее никакого специального оборудования, сложных орудий, инструментов или приборов. Именно этим навыкам мы учились на мастерской Юлии Неволиной, учителя географии из Пермского края.
В вечерней программе нас ждал традиционный концерт межрегиональных делегаций. Необычность этого мероприятия в том, что школьники из различных регионов объединяются, чтобы создать творческий коллектив и исполнить свой номер на сцене. Участники пели, играли на гитаре, танцевали, исполняли песни на различных языках. Но больше всего нам понравился танец, который подготовили для нас учителя.

10 июля. Подготовка к конференции
В завершение экспедиции мы проводим научно-практическую конференцию, на которой рассказываем о том, чему научились, и об особенностях региона, в котором работали.
В ходе экспедиции мы исследовали почву, воздух, воду, проводили геоботаническое описание растительности, радиационный и климатологический мониторинг, химический анализ минеральных ресурсов, наблюдали за перемещением животных, учились различать их следы, занимались историческим анализом топонимов региона, биоиндикацией и биомониторингом.
Целый день мы обрабатывали результаты и вместе с нашими руководителями готовили выступления так, чтобы они запомнились и вызвали интерес у ребят. Получилось здорово, интересно, разнообразно и увлекательно! Все мастерские за два часа пролетели перед глазами, и захотелось снова окунуться в этот увлекательный мир природы вместе с нашими наставниками - учителями.
11 июля. Закрытие
Закрытие экспедиции проходило на танцевальной площадке. На небе смеялось солнышко. Перед нами выступила заместитель министра образования и науки Ставропольского края Диана Рудьева. Аплодисментами мы встретили одного из организаторов экспедиции, директора республиканского эколого-биологического центра Надежду Пузыреву. Бурными овациями ребята приветствовали большого друга и участника экспедиции, учителя химии из Ставропольского края Ирину Фоменко. После официальных речей началось награждение дипломами и благодарностями. В традиционном рейтинге «Золотая ручка» (который определяет самых усердных учеников) в этом году в пятерку лучших вошли Павел Овчинников (Липецкая область), Александра Зелинская (город Череповец), Мария Волкова (Москва), Кристина Калантарян (Владимирская область). Победителем стал Григорий Бессонов (город Ейск, Краснодарский край). Победители получили «золотые» ручки и подарки.
В конкурсе экспедиционных фотографий «Экспедиция через объектив» победили Григорий Бессонов (Краснодарский край) и Илья Малышев (Нижегородская область).
По традиции учителя, участвующие в экспедиции, представляют свой опыт педагогам Ставропольского края. В этом году обмен опытом проходил в средней школе №29 Пятигорска. На удивление, в середине лета в этом учебном заведении собралось много учителей, в аудиториях, где проходили мастер-классы, был аншлаг. Много было вопросов, делились находками и методиками, не осталось без внимания и простое человеческое общение.
Пришло время расставаться. Под гитару мы пели гимн экспедиции и уже ставшую незаменимой песню Кати Чех из Новосибирской области «Расстояние»:

Нас разделяют расстоянья
и мосты,
Звезды на небе и мечты,
А так хотелось быть рядом,
Рядом с тобой...

Благодарности
Экспедиция в этом году располагалась на базе детского оздоровительно-образовательного центра «Солнечный», на склоне знаменитой горы Машук, в непосредственной близости от места дуэли Лермонтова. Это стало возможно благодаря директору Центра экологии, краеведения и туризма Елене Дьяковой.
Благодарим министра образования и науки Ставропольского края Валентину Солонину.
Мы благодарны Ирине Фоменко, директору средней школы №12 города Новоалександровска Ставропольского края, лауреату Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009», и Владимиру Головнеру, учителю химии средней школы №1259 Москвы, лауреату московского конкурса «Учитель года-1997», за прекрасно организованную экспедицию.

P.S.  В статье использованы материалы Владимира Головнера и экспедиционной газеты «ПятКа».

​Андрей СЕМКЕ, учитель физики средней школы №11 города Ейска Краснодарского края, учитель года Кубани-2000; ученики средней школы №11, гимназии №14 города Ейска