- Сергей Геннадьевич, сколь давние корни у военно-оркестровой службы?

- Музыка в военном строю - огромная сплачивающая и вдохновляющая сила. Возникновение духовых оркестров связано с реформами Петра I, создавшего в 1711 г. военно-оркестровую службу. А идею подготовки военных капельмейстеров с высшим музыкальным образованием выдвинули музыканты дореволюционной России - морской офицер императорского флота Н.А. Римский-Корсаков и основатель первой русской консерватории А.Г. Рубинштейн.

- Что собой представляет ваш уникальный военный вуз, выпускающий офицеров, главное «личное оружие» которых - не пистолет или кортик, а дирижерская палочка и партитура?

- История Московской военной консерватории началась в ноябре 1935 г., когда по приказу наркома обороны СССР был сформирован военный факультет Московской государственной консерватории. Сегодня наш вуз - государственное образовательное учреждение высшего профессионального, а также послевузовского и дополнительного профессионального образования.

- Какие кафедры обучают будущих военных дирижеров?

- Учебный процесс в нашей консерватории организован в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов России. У нас 8 кафедр: военно-дирижерская, военно-оркестровой службы, инструментов военных оркестров, инструментовки и чтения партитур, фортепьяно, теории и истории музыки, а также гуманитарных и социально-экономических дисциплин и, конечно, кафедра общевойсковых дисциплин.

После пяти лет обучения наши выпускники получают специальность дирижера-руководителя военно-духового оркестра, погоны лейтенанта и направление в военные оркестры Министерства обороны и других силовых ведомств. Сейчас только в Минобороны около 300 творческих коллективов, где служат наши выпускники. А тем из них, кто показал высокие результаты в учебе, мы предоставляем право продолжать обучение в нашей адъюнктуре.

За неполные 70 лет наш вуз подготовил более 3000 офицеров с высшим специальным образованием. Из них около 300 офицеров получили звания заслуженных деятелей искусств, артистов, работников культуры, более 30 стали народными артистами СССР, союзных республики и России.

- Для чего предназначено специальное отделение вашего вуза? Кого оно готовит?

- Специальное отделение Московской военной консерватории ведет свою историю с сентября 1956 г. За это время военно-музыкальное образование получили свыше 100 представителей более 30 стран Европы, Азии и Африки. Многие из них возглавляют ведущие творческие коллективы своих стран.

Сейчас в специальной группе учатся военнослужащие из Белоруссии, Таджикистана, Казахстана и даже из далекого африканского государства Кабо-Верде. У них есть возможность посещать лучшие театры, музеи, концертные залы, мастер-классы профессоров Московской государственной консерватории и Государственного музыкально-педагогического института.

- Творчески одаренному человеку нужны возможности для самовыражения, требуется внимание публики. Есть ли у ваших курсантов возможность блеснуть своими способностями вне стен консерватории?

- Самый молодой наш творческий коллектив - ансамбль ударных инструментов «Фиеста». Молодой как по времени своего создания, так и по возрасту участников. Вместе с тем его популярность огромна. Ни один гала-концерт российских мастеров искусств, в том числе и на президентском уровне, не обходится без выступления этого ансамбля. А создал и руководит этим ярким коллективом полковник Виктор Аникин - известный в России педагог и популярный солист на всевозможных ударных инструментах. Все участники ансамбля - его ученики. В декабре 2000 г. на первых «Дельфийских играх» в Москве «Фиеста барабанов» была удостоена звания дипломанта.

Один из самых популярных и оригинальных армейских музыкальных коллективов в России и за ее пределами - наш оркестр курсантов. Ему присущи высокое исполнительское мастерство, яркость и свежесть концертных программ, основу которых составляют произведения П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, С.В. Рахманинова, современных российских композиторов. Наши курсанты выступали в Бельгии, Германии, Дании, Италии, Франции.

Уникальность этого творческого коллектива в том, что его исполнители - будущие военные дирижеры. Они привносят в звучание оркестра свое собственное видение произведения, частичку души. И относится это не только к концертным программам, исполняемым в престижных концертных залах Москвы, но и к выступлениям на площадях и стадионах - плац-концертам. При подготовке программ плац-концертов музыканты оркестра активно участвуют в разработке сценария, строевых и хореографических движений, нередко предлагают свои аранжировки и обработки музыкальных номеров.

Можно еще много рассказать о наших творческих коллективах. Ведь на базе консерватории существуют пять курсовых оркестров, большой концертный оркестр, биг-бэнд, сводный хор курсантов, несколько разножанровых ансамблей и великолепные солисты-инструменталисты. Не случайно Московскую военную консерваторию журналисты и специалисты давно окрестили «военной филармонией».

- Кто может поступить в военную консерваторию и что для этого требуется?

- Мы принимаем тех ребят, которые окончили музыкальное училище и имеют навыки игры на одном из инструментов духового оркестра, желательно, чтобы они участвовали в конкурсах и фестивалях.

Кандидаты проходят медицинскую комиссию, социально-психологическое, психологическое и психофизиологическое обследования, сдают экзамены, в том числе по дисциплинам: инструменты военного оркестра, дирижирование, а также письменный и устный по гармонии, сольфеджио, письменный по русскому языку и, наконец, по физподготовке.

- А как, например, проходит вступительный экзамен по дирижированию?

- В форме выступления абитуриента перед членами комиссии. Он должен продирижировать подготовленное по собственному выбору музыкальное произведение в исполнении концертмейстеров на фортепиано. При этом надо раскрыть идейно-образное содержание музыкального произведения, добиться убедительной фразировки, показать степень владения основами техники дирижирования и проявить исполнительские качества - дирижерскую волю и самообладание, эмоциональность и артистичность, чувство метра, ритма и темпа.

Но и это еще не все. Кандидат должен ответить на вопросы, связанные с исполненным произведением и его автором, проявив знания в области музыкальной формы, стиля, жанра и истории музыки. Определить на слух метрическую структуру музыкальных фрагментов, исполняемых на фортепиано, и включить их в дирижирование. Уметь интонировать голосом тематический материал исполняемого произведения.

- Наверное, далеко не каждый музыкант выдержит подобные испытания?

- Да. Конкурс у нас большой, поступить сложно, но учиться интересно.