- Отец Савва, как появилась идея создать военизированную школу при вашем храме? Кто стоял у ее истоков?

- Идея возникла, с одной стороны, очень прозаично, а с другой - созданию школы предшествовал довольно неприятный момент: сына одной из наших прихожанок на остановке при большом скоплении народа ограбили пятеро здоровенных парней. Отобрали все деньги, оставив ему несколько рублей на проезд, и запихнули в автобус. Естественно, молодой человек получил серьезную психологическую травму. Мне рассказали об этом случае, и сразу возник вопрос: где ребята могли бы получить навыки самозащиты?

Один из прихожан - преуспевающий предприниматель - раньше занимался спортом. Он предложил посильную помощь. Откликнулись на призыв о помощи и многие другие.

На территории церкви было здание, где раньше располагался склад. Его переоборудовали, вычистили, обили «вагонкой», сделали два зала - основной и тренажерный, раздевалку.

Конечно, потребовались время и настойчивость. На отделку и подготовку помещений ушел почти год. Сейчас в нашем распоряжении залы со «шведскими стенками», тренажерами, необходимой экипировкой для занятий кикбоксингом. На стенах - иконы, Российский флаг и герб, то есть символы Отечества Небесного и Земного. Мы сделали это для того, чтобы воспитывать ребят через знание патриотических символов.

- Какой смысл вы вкладываете в понятие «патриотизм»? Ведь не секрет, что для одних это слово в сегодняшнем политконтексте - почти бранное, для других - святое...

- С моей точки зрения, основа патриотизма коренится в заповеди: «возлюби отца своего и матерь свою, да благо те будет, и долголетен будешь на земли».

Патриотизм - любовь к Родине. Но эта любовь невозможна, если человек с пренебрежением относится к своим родителям.

У философа А. Ильина в книге «Путь духовного обновления» рассматривается, по сути, программа патриотического воспитания молодежи. В нее входят такие понятия, как язык, песнь, молитва, сказка, жития святых и героев, поэзия, история, армия. В частности, язык, считает Ильин, «вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа». Или значение песни: «Ребенок должен слышать русскую песню уже в колыбели. Пение принесет ему первый душевный вздох и первый духовный стон». Молитва также имеет великое значение: «...ребенок, научившийся молиться, сам пойдет в церковь и станет ее опорой, русской опорой русской церкви».

А вот что говорит Ильин об армии: «Армия есть... оплот моей Родины, воплощенная храбрость моего народа, организация чести, самоотверженности и служения. Вот чувство, которое должно быть передано ребенку его национальным воспитателем».

Без должного внимания со стороны воспитателя ко всем этим понятиям результата в воспитании не будет.

- В чем принципиальное отличие церковной военно-патриотической школы от светской, кроме изучения Закона Божьего?

- Именно при церкви военно-патриотическая школа имеет средства и возможности дать детям полное военно-патриотическое и национальное воспитание. Светские школы ничего не могут сказать о молитве, о житии святых. Это - привилегия церкви.

Кроме того, чтобы просто любить Родину, человек должен любить ее духовно-нравственные традиции, те движения сердца, которые были свойственны русскому народу. А это, безусловно, православие. И без него невозможно воспитание как таковое.

- Как изменились со дня открытия школы число и возраст воспитанников?

- Патриотическое воспитание подразумевает, что человек развивается не только духовно, но и физически. А это привлекает молодых людей, и они редко покидают школу. Бывает, приходят дети 5 - 6 лет, но с ними спортом еще не позанимаешься. В общем же, возраст наших ребят остается прежним, средним, подростковым.

Более того, те школы, в которых нет возможности для спортивных занятий, просят нас брать к себе некоторое число своих воспитанников.

- А каким образом попадают в вашу школу? Ребята приходят по наставлению родителей или мальчишки приглашают своих друзей, знакомых?

- Бывает, приводят родители, а бывает, что воспитанники во дворе рассказывают о нашей школе, ребятам интересно, вот и приходят.

- Понятно: походная романтика летних лагерей, посещения древних православных святынь. А чем еще вы берете за сердце непоседливых сорвиголов?

- Не поверите: уроками и упражнениями - спортивными занятиями, изучением оружия, сдачей нормативов. По сути дела, это все входило прежде в курс начальной военной подготовки.

В воскресные дни - обязательные посещения богослужений, встречи с известными людьми - артистами, писателями, общественными деятелями, боевыми офицерами.

А наиболее действенным способом воспитания являются походы. В них человек может раскрыться, понять свои слабые стороны и окрепнуть, причем как телом, так и духом.

- Отражаются ли на основной учебе ребят занятия в вашей школе?

- Еще как! Об этом говорят сами родители. У ребят увеличивается нагрузка, зато существенно повышается уровень самодисциплины. Ребенок заинтересован в посещении нашей школы, старается, чтобы не было ссор с родителями, потому и учится с большим усердием.

- А бывает так, что мать или отец против необходимости посещения богослужений?

- Как я уже сказал, православие - неотъемлемая часть патриотического воспитания. Если какой-то родитель считает себя более сведущим, более способным воспитать своего ребенка, чем тысячелетняя история православия, он не приводит своего ребенка в нашу школу. А вообще каких-то конфликтов у нас никогда не возникало. Есть правила и принципиальные позиции русской школы, передающиеся из века в век. И мы им следуем.

- А тем, кто приходит, вы объясняете эти правила?

- Конечно. О правилах говорим сразу и в полном объеме. Бывает, ребята приходят, думая, что могут спокойно посещать только спортивные занятия, а потом понимают, что у нас все по-военному, да еще еженедельные богослужения, и перестают посещать школу.

Воспитанники приходят в храм в камуфляже, строятся рядами. Четкие команды. Все строго, как в армии. Это тоже не всем по душе.

- Есть ли в школе возрастные ограничения и что происходит с ребятами, достигшими «предельного возраста»?

- Возрастных ограничений у нас нет. «Предельного возраста», как такового, тоже. У нас, например, есть молодой человек, которому уже 24 года. Если нравится, почему он не может заниматься?

Наша школа все время развивается. Иногда сталкиваемся и с негативными моментами. Это жизнь! Мы стараемся их искоренять. Что-то меняется в наших подходах к воспитанию. И вполне возможно, что со временем появится и «предельный возраст».

Кроме того, нам трудно работать с детьми, которые курят, пьют пиво, если они отказываются нас слушать, если они идут на нарушения сознательно. Церковь говорит одно, а они, приходя на занятия, своевольничают. Такие не лучшим образом влияют на других воспитанников.

Мне кажется, сейчас мы пришли к необходимости сделать правила присутствия в школе более строгими. Только в этом случае мы сумеем достичь того, что было задумано изначально.

- Сейчас большинство молодежи не испытывает желания служить в армии. Как относятся к Вооруженным Силам ваши воспитанники? Готовы ли они стать защитниками Родины?

- Определенно, занятия по военной подготовке им нравятся. Но это пока еще всего лишь «игра в солдатики». Готовы ли они по собственному желанию идти в армию, сказать трудно. Они еще не совсем представляют реальное положение дел.

- Не боитесь ли вы, что навыки, полученные ребятами в вашей школе, могут быть использованы в корыстных целях?

- Мы не даем ребятам особых навыков. Это просто люди более крепкие и способные на начальном уровне обращаться с оружием.

- А как же кикбоксинг?

- Это всего лишь рукопашный бой, обучение самозащите.

- Опыт военно-патриотических школ при храмах, конечно же, довольно необычен для сегодняшней России. Интересно, а существуют ли подобные школы еще где-то?

- Их несколько. Клуб «Пересвет» в Троице-Сергиевой лавре, клуб Ильи Муромца во Власихе под городом Одинцовом, «Дружина Георгия Победоносца» в Калуге.