На должность воспитателя семейного детского сада назначают и оформляют в структурном подразделении образовательного комплекса маму или папу многодетной семьи. Воспитатель-родитель имеет те же права и обязанности, что и все другие воспитатели дошкольного структурного подразделения образовательного комплекса, получает консультации, педагогическую литературу по разным направлениям образовательной работы с детьми, организует посещение детьми физкультурных, музыкальных занятий (в том числе и в бассейне), их участие во всех праздниках и утренниках в дошкольном учреждении.
Воспитатель семейного детского сада, создав необходимые условия в семье для образовательного процесса с детьми, обязан ежедневно проводить развивающие занятия, ориентируясь на программу дошкольного образования, психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка детей и приобретение ими знаний и умений обеспечат им успешность овладения содержанием обучения в школе. Однако следует учитывать, что воспитатель-родитель в течение дня занимается приготовлением пищи, уборкой помещения, даже беглый анализ показывает, как мало времени есть у него для образовательной работы с детьми, но вместе с тем воспитатель-родитель не может уменьшать ее объем. Как ему успеть все сделать, какие формы, методы и приемы наиболее эффективны в работе с детьми разновозрастной группы в семейном детском саду?
Для оптимизации образовательного процесса воспитателю-родителю необходимо, во-первых, знание возрастных особенностей детей и программных задач образовательной работы с каждым из них. Например, общаясь с малышом, включая его в разные режимные моменты (убирание игрушек, мытье рук, подготовка к обеду, сбор на прогулку), воспитатель-родитель может руководить его чувственным познанием внешних свойств предметов и объектов ближайшего окружения, скажем, предлагая ребенку 2-4 лет рассмотреть предмет, выделить в нем цвет, форму, величину и установить их соответствие с сенсорными эталонами: «Найди, на каком платье есть точно такая желтая пуговица? У кого есть зеленая футболка? Какого цвета эта шапка? Подбери одинаковые по величине тарелки, чашки; найди большой и маленький мячи; дай самую большую чашку; подбери по цвету (одного цвета) шапки и варежки; собери круглые фигурки в коробку». Если малыш имеет возможность действовать с разными предметами, материалами и открывать для себя что-то новое, то полученные представления становятся его открытиями. При этом важно не давать малышу готовых ответов, а сначала совместно с ним искать ответ на поставленный вопрос. В результате дети к 5 годам научаются выделять в предметах цвет, форму, параметры величины и используют действия с сенсорными эталонами в самостоятельной продуктивной деятельности (рисовании, аппликации, лепке, конструировании). Во-вторых, оптимизировать образовательный процесс воспитателя-родителя можно с помощью использования проектной деятельности (краткосрочной или долгосрочной ее формы), которая может объединить детей всех возрастов (начиная с двух лет) на основе сотрудничества со взрослым и сохранением его ведущей роли. Проектная форма организации освоения программного содержания способствует сжатию, уплотнению информации, адресованной детям, сокращению количества специально организованных занятий и позволяет развить у детей богатые образные представления об окружающем мире и отразить их в практической деятельности.
Творческий характер художественного конструирования из бумаги определяет ценность и важность этой деятельности для развития у ребенка воображения, общих способностей, умения находить новые, порой оригинальные способы конструирования. Содержание серии занятий по развитию художественного конструирования с использованием несложной техники работы с бумагой (разрывание, сминание, скручивание), предложенные Л.Парамоновой, достаточно широко апробировали лишь в работе с детьми в условиях образовательного учреждения. Апробирование интегрированного содержания обучения художественному конструированию детей разновозрастной группы в условиях семейного детского сада осуществила воспитатель семейного детского сада №3 (подразделение детского сада №1873) Т.Пахомова, которая за основу взяла темы для детей 5-6 лет, отображающие природные явления и развитие экологических представлений, что в первую очередь предполагает расширение и обогащение детских представлений по широкому кругу вопросов. Процесс художественного конструирования предполагал, что в работе с младшей девочкой, которой было в тот момент около трех лет, основное внимание было направлено на развитие восприятия (действий с сенсорными эталонами) в процессе изготовления бумажных элементов (полосок, клочков, комков) и конструирования из них изображений несложных по структуре объектов. В работе со старшей ее сестрой, девочкой шести лет, основное внимание обращалось как на практическое конструирование изображений конкретных объектов, так и на создание наброска всей композиции художественной работы. Карандашный набросок (графическое моделирование с использованием условных значков) создавали совместно со взрослым до воплощения замысла в материале, при этом были решены задачи по развитию речи и развитию коммуникативных способностей девочек, которые определялись процессом обсуждения замысла композиции, изобразительных средств для его воплощения и самим процессом конструирования.
Воспитанницы семейного детского сада Маша и Оля под руководством воспитателя-мамы сконструировали пять художественных композиций из цветной бумаги «Степь весной», «Путешествие в джунгли», «Тундра летом», «Кто живет в пустыне», «Жители горного леса». Конструирование этих работ предполагало проведение большой по объему подготовительной работы, дифференцированной для каждого ребенка, и продумывание способов воплощения замысла художественной композиции каждого участника, включая взрослых. Процесс конструирования предварялся экспериментированием с бумагой разного качества; знакомством с животным и растительным миром разных климатических зон и средств приспособления их к естественным условиям обитания в процессе кратких бесед, чтением стихотворений на заданную тему, рассказов, просмотром мультфильмов, рассматриванием иллюстраций. Эта работа не только обогатила девочек образными представлениями, разумеется, на разном уровне, но и инициировала их практическую деятельность.

Г.УРАДОВСКИХ, старший научный сотрудник МИРО