П​оскольку открыть семейный детский сад сегодня имеет право только многодетная семья, логично посмотреть на содержательные аспекты его работы с точки зрения специфики воспитания детей в условиях многодетности. В интегративной профессии воспитателя семейного детского сада соединяются и тесно переплетаются две социальные роли. Одна связана с самореализацией взрослого в компетентном родительстве своего семейства, другая - с реализацией себя в социальной роли педагога как представителя структурного подразделения государственного образовательного учреждения. Для мамы-воспитательницы открывается пространство приумножения и реализации своего дидактического дара не только в родительской роли, но и в профессионально-педагогической. Достижение баланса между этими двумя ролями выступает, с одной стороны, важным механизмом иного качества реализации себя в материнской, отцовской и других семейных ролях, с другой - способствует постепенному проникновению в семейное воспитание духа профессионализации. По мере того как родитель в роли воспитателя открывает для себя возможности творческого применения в семье общеобразовательных программ дошкольного образования, он создает свой вариант семейно-общественного воспитания детей разного возраста и включения своей семьи в традиции жизни детско-взрослого сообщества коллектива образовательного учреждения.
На ресурсы домашнего воспитания интересно посмотреть через призму многодетности как демографического типа семьи. Специалисты, как правило, выделяют воспитательные преимущества такого типа семьи в сравнении с малодетными семьями. Это более высокая стабильность и прочность семьи с тремя и более детьми, в таких условиях жизни дети успешнее усваивают ценности семейного очага, формируя представление, что семья - это навечно, навсегда. Современные же дети, в семье единственные в своем большинстве, нередко наблюдая на примере своих родителей способ решения семейных проблем путем развода, уже в дошкольном возрасте начинают усваивать, что брак и семья - дело временное, что жизнь может быть счастливой только вне брака. Другое преимущество большой семьи состоит в том, что в ней естественным образом происходит развитие у детей навыков общения с братьями и сестрами разного пола, возраста и с разными характерами. Не случайно именно многодетную семью считают «школой» обучения социальным навыкам. Сильнее и разнообразнее возможности многодетной семьи для развития у детей опыта принадлежности к семье, своим корням, навыкам жизни во взаимной поддержке друг друга, что помогает детям осваивать опыт поддержки как существующую реальность: всегда может появиться кто-то или что-то, на что можно опереться. Наконец, более естественны в многодетном коллективе условия для развития у детей активной жизненной позиции как баланса в проявлении качеств лидера и подчиненного интересам большинства, что объективно выступает потенциалом к адаптации в мире людей.
Однако объективно обозначенные воспитательные преимущества реализуют в каждой конкретной семье в статусе детского сада не без участия таких субъективных факторов, как личность родителей, характер складывающихся внутрисемейных отношений, в том числе детско-родительских. Родитель в роли воспитателя семейного детского сада осуществляет воспитание и образование детей не автономно, а во взаимосвязи со вторым родителем, поскольку в семье каждый ребенок формируется своеобразной комбинацией отношений матери и отца в их родительских и супружеских ролях. В этом состоит универсальность влияния на развитие ребенка института родительства, а кровнородственный фундамент родительской любви - природная основа отношений между взрослыми и детьми. Трудно переоценить для качества семейного воспитания значение солидарности родителей друг с другом и их равный вклад в семейное благополучие. Солидарные родители, как позвоночный столб семьи, выступают базисным условием безопасности жизни и развития детей в семье. Согласие родителей друг с другом по поводу различных повседневных наставлений детям может значительно сократить всевозможные противоречия и разногласия в отношениях с детьми и детей между собой. Рефлексия всех этих граней базисных основ семейного воспитания в работе семейного детского сада работает на увеличение и образовательного потенциала семьи как садика на дому.
Известная поговорка гласит: «Из одной печи, да не одинаковы калачи», так и в многодетной семье всякий раз запускается процесс изменений ее структуры с рождением каждого следующего ребенка. Каждый из детей оказывается в своей особой жизненной ситуации, поэтому индивидуальный подход к детям в семейном детском саду целесообразно продумывать с учетом складывающегося спектра позиций старшего, среднего и младшего из детей в зависимости от пола и разницы в возрасте, так как все они по-разному принимают и переживают необходимость делить родительскую любовь со своими сестрами и братьями. Каждый из детей по-разному добивается от родителей «доказательств» их любви к себе. Более того, с рождением детей меняются и сами родители, их опыт, способы восприятия и обращения с детьми, перестраиваются отношения с ними.
Важное условие реализации воспитательного потенциала многодетной семьи - уважение границ жизни каждого члена семьи - и детей, и взрослых. При этом термин «установление границ» понимается как способность человека ясно различать то, «что есть я» и «что не я», например, на телесном уровне это ощущение поддерживается кожей и некоторыми мышцами тела. С плечами и движениями рук связана эмоциональная функция «занятие своего места, заполнение пространства вокруг себя». Еще младенцем ребенок создает пространство, протягивая ручки в попытках дотянуться до чего-либо. Он тянется к контакту, пище, близости. По мере взросления ребенку важно занимать какое-то место в большом и увлекательном мире, поначалу в мире своей семьи ему важно ощущать себя видимым и заметным для своих близких.
Хорошо, если родитель в роли воспитателя семейного детского сада исходит в своих педагогических воздействиях на детей из представления о формировании границ жизни ребенка (физических, энергетических, территориальных и социальных). Тогда лучше понимается и осознается то, что происходит в процессе взросления каждого из детей и почему это происходит, к примеру, раньше всего ребенок начинает чувствовать кожей свои физические границы. Это базовое телесное знание, сообщающее нам: «Я есть, я отделен от внешней реальности, которая не есть Я». В раннем возрасте начинают развиваться границы личного пространства, или энергетические. С их развитием к ребенку приходит способность разделять свое энергетическое поле и поля других людей, что меняет форму взаимодействия с матерью и другими близкими с «контакта-слияния» на контакт с ясным ощущением границ. С трех лет (а это, как известно, возраст «самоуверенности и защиты своих прав») развиваются территориальные границы, в это время дети начинают строить для игры домики, объявляют право собственности на какие-то вещи и объекты в доме, готовы сражаться за свои владения. Ребенок может топать ногой, чтобы стать более видимым и сильным в пространстве квартиры. Важно обращать внимание даже на то, какой ногой его топанье более сильное! Скорее всего, именно с этой стороны более надежное ощущение права на владение территорией. С четырех-пяти лет у ребенка начинают развиваться социальные границы, они связаны с принадлежностью к группе, с осознанием «Я - это часть Мы». Таким образом, эти специфические знания весьма полезно интегрировать во внутреннюю жизнь семейного детского сада.
Актуальная задача для практики работы семейного детского сада заключается в понимании родителем-воспитателем психологического смысла телесных проявлений каждого ребенка в логике их психомоторного развития еще до рождения, в период вынашивания ребенка, и по мере его взросления. Ведь детско-материнское общение разворачивается именно с внутриутробного развития ребенка как постоянный и непрекращающийся контакт, как «общение ради общения», как тесная взаимосвязь на «короткой дистанции». Современные исследования в области соматической психологии развития показывают: чем более здоровые у человека реакции мышц, тем более он здоров психологически. В ходе психомоторного развития, когда развиваются разные группы мышц и ребенок овладевает двигательными навыками, одновременно идет формирование отношений родителя с ребенком с фокусировкой этих отношений на определенной теме или праве ребенка. Предоставление ребенку того или иного права составляет главный воспитательный фокус благополучного развития детско-родительских отношений. Например, с третьего месяца внутриутробного развития до нескольких месяцев жизни, когда закладывается основа здорового существования, фокус отношений матери с ребенком можно сформулировать так: «Имеет ли ребенок право существовать, имеет ли он право быть?» Для родителя нет более важной задачи в это время, чем обеспечить здоровое существование младенца без физических и психологических травм. С 1 месяца до 1,5 лет в отношениях матери к ребенку начинает доминировать тема: «Есть ли у ребенка право иметь потребности, выражать их и быть услышанным своими близкими?» Мудрые родители понимают ценность того, чтобы помогать ребенку учиться быть в контакте со своими потребностями. Порой ребенку бывает достаточно даже того, чтобы его потребность была услышана близкими и признана.
Примерно с 8 месяцев до 2,5 лет в отношения родителя с ребенком привносится тема: «Имеет ли ребенок право быть отдельным от других, со своими эмоциями и со своими границами?», то есть речь начинает идти о праве ребенка получить от родителей опыт быть автономным, ведь, начав ползать, стоять, а затем ходить, ребенок развивает ощущение своих личных границ, начинает проявлять самостоятельность. Родителям в это время важно поддержать любопытство ребенка в исследовании мира, но так, чтобы он не чувствовал, что его контролируют или ожидают от него больше, чем он в состоянии сделать. Хвалить ребенка в это время лучше всего за то, что у него есть чувство, возникающее в процессе делания чего-либо, - тогда появляется больше шансов, что никто из детей не окажется в зависимости от своих действий и не станет развивать в себе деструктивные черты перфекциониста. К сожалению, сегодня чаще можно наблюдать, как подрастающее поколение буквально захлестывают самые разные формы зависимого и созависимого поведения.
Примерно с двух до четырех лет ребенок начинает выражать себя и проявлять волю, следуя своему намерению. В фокусе отношений родителя с ребенком актуализируется тема: «Имеет ли ребенок право выражать сильные эмоции, говорить «нет» и выбирать: делать для себя или для других?» В это время ребенок учится планировать, осуществлять и завершать свои маленькие дела и ощущать силу в своих действиях, учится говорить «нет». Взрослым членам семьи важно не упустить время, чтобы поддержать ребенка в проявлении первых чувств альтруизма - сделать что-то для других, временно откладывая свое желание. Если в это время родители много критикуют ребенка за действия, он накапливает опыт, что «недостаточно хорош». Поэтому для родителей двух-четырехлетних детишек самое подходящее время позаботиться о собственной способности выдерживать накал эмоций своих малышей. И главное, не спутать способность ребенка говорить «нет» с борьбой за власть, чтобы не подавить потребность малыша развивать зачатки будущей воли. Также неразумно «загружать» ребенка чувством вины, так как с этим чувством приходит ощущение бессилия и, как следствие, капризы и упрямство.
Каковы же ключевые тезисы семейного воспитания ребенка от года до трех лет как внутрисемейной программы созидания родителями своих отношений с самыми маленькими членами своей семьи?
    В моторике - ключ к развитию ребенка.
    В поддержке и поощрении автономности ребенок успешнее учится творчески приспосабливаться к реальности.
    В балансе «хочу» и «надо» происходит первоначальное рождение воли.
    Самостоятельность приходит к ребенку через способность быть в контакте со своими потребностями и право ребенка на автономность.
С младшего дошкольного возраста дети впервые начинают учиться выражать чувства сначала по отношению к родителю противоположного пола, позже - в более широком контексте социальных связей. В фокусе отношений родителя с ребенком после трех лет появляется деликатная тема: «Имеет ли ребенок право проявлять чувства?», а перед родителями неизбежно встают задачи с пониманием реагировать на проявление чувств своих взрослеющих детей, поддерживать гендерную роль ребенка в игровой и других видах деятельности, стимулировать личную инициативу детей устанавливать дружбу со сверстниками своего и противоположного пола, поддерживать их навыки дружить и содействовать первому детскому опыту полоролевых взаимоотношений. Получаемый детьми в это время первый семейный опыт выступает предпосылками становления у ребенка качеств будущего семьянина. С каждым из родителей у ребенка устанавливаются свои уникальные отношения, это не без юмора было подмечено еще К.И.Чуковским в его книге «От двух до пяти»: ребенок плачет, к нему обращается один из родителей со словами утешения, но ребенок ему заявляет: «Я плачу не для тебя, а для мамы».
Как ключевые тезисы домашнего воспитания ребенка от трех до пяти лет можно сформулировать такие:
    Разумный подход в поддержке свободы выражения воли - профилактика капризов, упрямства.
    В способности родителя принимать сильные чувства своего малыша и стремлении к контакту сосредоточен потенциал душевного равновесия ребенка.
    Жизненная энергия ребенка развивается в движении, занятиях спортом, танцами, пением.
    Источник энергии для развития ребенка - традиции семьи, с опорой на игру, шутку, мудрость природы.
    Трех-пятилетние дети начинают копировать в семье гендерную роль.
После пяти и примерно до девяти лет в отношениях родителя и ребенка особо выступает тема: «Имеет ли ребенок право выражать собственное мнение?» Ребенок активно учится выражать или подавлять свое мнение, отстаивать свою точку зрения или отказывается от этого, а задача родителей - помогать ребенку учиться ладить с другими, несмотря на разницу во взглядах, усваивать социальные правила общения. К концу старшего дошкольного возраста в отношениях родителя с ребенком актуализируется еще одна важная тема: «Имеет ли ребенок право отличаться от других и в чем-то конкурировать, но при этом чувствовать себя частью группы?» В это время ребенку необходимо родительское внимание в его поддержке как в проживании социального успеха, так и разочарований. В случаях неудач для ребенка важно, чтобы он не чувствовал себя исключенным из группы, а в ситуации проигрыша важно найти возможность сказать ему, что это еще не жизненная катастрофа и близкие по-прежнему любят его и верят в его силы.
Мудрость воспитателя семейного детского сада будет проявляться в помощи каждому ребенку всегда оставаться в контакте, так как развитие происходит только в контакте, о чем говорил еще Л.Выготский. Если какой-то опыт ребенка не проговорен с ним, он может не узнать своих ресурсов и этот опыт останется вне его осознания. Поэтому от точности и целостности родительского воздействия зависит степень продвижения в собственном развитии каждого ребенка в семье. Контакт с детьми заключается в способности родителя с пониманием относиться к соперничеству и конкуренции между детьми, в справедливом распределении обязанностей между ними, мере свободы и дисциплины для каждого ребенка, мере в требовании от старших детей помощи младшим. Например, если на старших все время лежит ответственность за поступки младших, то это скорее путь к нарушению общения между детьми, а не к созиданию контактов между ними; иногда в семье младшему ребенку дают право находиться среди подруг своей старшей сестры (брата), но при этом ребенка лишают права быть проявляющимся в этих ситуациях, быть услышанным и увиденным: «Оставайся, но только не мешай, чтоб мы тебя не видели (не слышали)». Нередко ребенок такой опыт «неуютного» неопределенного положения в контакте с близкими несет во взрослую жизнь. Контакт с детьми будет проявляться в возможности родителя находить время вникать в характер складывающихся между детьми отношений, чтобы младшие не оказывались под давлением со стороны старшего. Ведь дружба детей связана с уважением своего достоинства и достоинства другого.
Среди ключевых тезисов домашнего воспитания детей пяти-семи лет можно выделить такие:
    Играющие дети успешнее адаптируются в школе.
    Семья - эмоциональный тыл детей, и в ненапряженной атмосфере они успешнее учатся и развиваются.
    Эмоциональная поддержка и контакт - базисная основа отношений родителей с детьми и качества жизни каждого ребенка в семье.
    День, прожитый без семейного чтения, - потерянный день.
    Дружба детей проявляется не в слиянии границ, но в их уважении и в уважении своего достоинства и достоинства другого.
    Право каждого ребенка - чувствовать себя желанным, любимым, равноправным и лично причастным к делам семьи, традициям ее жизни.
    Путь к развитию индивидуальности каждого из детей многодетной семьи - всякий раз замечать и поддерживать малейший импульс ребенка к познанию и исследованию, интерес одних - к литературе, других - к искусству; поддерживать «молчуна» и «спорщика», одобрять детей в достижениях и неудачах.
Таким образом, находя ответы в воспитательной и образовательной практике семейного детского сада на калейдоскоп вопросов, родители в роли воспитателей и своей родительской роли мудро помогают каждому ребенку взрослеть, не лишая возможности наслаждаться детством. Пожелаем всем многодетным родителям семейных детских садов успехов в реализации своего дидактического и душевного дара не только в родительской роли, но и в профессионально-педагогической.

Е.АРНАУТОВА, ведущий научный сотрудник лаборатории методологии работы с семьей и семейного консультирования МИРО