Наиболее разумны для использования в качестве инструментария для мониторинга такие методы, как наблюдение, беседа, экспертная оценка, но они субъективны в отличие от мониторинговых систем, где используют точные математические величины (например, сантиметры в мониторинге за осадками зданий), но детскую компетентность сантиметрами измерить невозможно. Логичнее всего свести субъективность наблюдения к минимуму, увеличив количество участников, занятых в оценке «детских умений», путем создания группы наблюдателей, которая будет записывать все наблюдения за ребенком, вносить их в определенную базу, и группы экспертов, которые будут проставлять оценки в баллах, видя перед собой лишь факты. В каждой ситуации ребенок проявляет не одну, а несколько компетенций, увидеть их все сразу и тут же на месте оценить сможет не каждый наблюдатель, наличие большого количества экспертов должно помочь свести к минимуму субъективность оценки.
Наиболее доступным и часто используемым в дошкольной организации стало применение технологических карт, составленных в пределах определенной образовательной области в соответствии с выбранным направлением.
Учитывая, что социально-личностное развитие сегодня одно из приоритетных направлений при оценке личностной и социальной готовности детей к школе, можно утверждать, что значимость такого мониторинга возрастает в условиях преемственности образовательной деятельности дошкольной образовательной организации и начальной школы. Только на этапе непосредственной подготовки к школе эти экспертные карты требуется дополнить мониторингом преемственности формирования ценностного отношения детей. Это заложено в проекте ФГОС дошкольного и ФГОС начального общего образования. Считаю, что именно этим задачам отвечает карта мониторинга, разработанная Н.Микляевой и Н.Лагутиной, «Воспитание нравственных чувств и этического сознания», в которой дают экспертную оценку педагоги и родители.
Таким образом, можно обеспечить преемственность целей и результатов социально-личностного развития на каждом этапе образования - дошкольного и начального общего.

Татьяна МАКСИМЕНКОВА, магистрант первого года обучения МГПУ