Ребенок развивается в тесном взаимодействии с окружающими. От того, какие люди будут рядом с ним, какое влияние окажут на его развитие, во многом зависит его будущее. Вся работа, проводимая с детьми в детском саду, направлена на решение одной глобальной задачи - подготовки к успешному обучению в школе. (См. схему.)
Целью нашей работы было максимальное включение в образовательный процесс всех взрослых: учителей, воспитателей, психологов, родителей и их законных представителей, особое внимание мы стремились уделить тем, чьи дети не попали в логопедическую группу.
Если у детей по итогам обследования выявляют нарушения речи, помощь им оказывает учитель-логопед, но есть такие воспитанники, которые успешно прошли речевое обследование, но в силу некоторых причин могут попасть в группу риска (наследственность, плохо сформированная речь взрослых, наличие маленьких детей в семье).
Мы определили для себя несколько причин, которые могут привести к школьной неуспешности. (См. таблицу 1.)
Мы пришли к выводу, что необходимо вести профилактическую работу со всеми детьми. В рамках учреждения типа «школа-сад», в котором мы работаем, или в образовательных комплексах, объединяющих дошкольные и школьные звенья образования, это возможно. Сотрудники дошкольного подразделения создают малышам необходимые условия для адаптации и всестороннего развития в детском саду, педагоги школьного звена, обеспечивая преемственность в работе, включаются в процесс обучения при переходе детей из сада в школу, из начальной школы в среднюю. Это положительным образом сказывается на психологическом состоянии воспитанников ЦО, позволяет им комфортно перейти на новый этап обучения, не растеряв части знаний, полученных ранее, что часто встречается у учащихся 1-х и 5-х классов.
Мы организуем предметно-развивающую среду, чтобы дети могли комфортно чувствовать себя, модифицируем традиционные виды работы с семьей, материалы так, чтобы они отвечали их индивидуальным интересам и запросам потребностям детей, делаем взрослых активными участниками образовательного процесса, чтобы они способствовали развитию у детей умения работать индивидуально и в партнерстве. Участие семьи - обязательное условие обеспечения качества образования, поэтому мы выстраиваем партнерские отношения с родителями, чтобы обеспечить максимальную поддержку взрослым в их стремлении получить педагогические знания. Очень удобны в работе по созданию консультативно-образовательной среды визуальные средства информации: стенды, папки-передвижки, информационные листы. Взрослые могут ознакомиться с ними в любое удобное для себя время. Информация может быть адресована как родителям (законным представителям), так и педагогам. (См. таблицу 2.)
В начале учебного года мы просим родителей выбрать наиболее актуальные темы из предложенных. Наибольший интерес у родителей и их законных представителей в прошедшем учебном году, вызвали такие темы: «Что такое фонематический слух? Как он развивается?», «Игры для развития фонематического слуха», «Гласные и согласные звуки», «Мелкая моторика рук. Упражнения для развития моторики», «Ошибки на письме. Как помочь ребенку», «Игры с мелкими предметами», «Как подготовить руку к письму», «Хочу уметь читать», «Давайте поиграем. Игры по развитию речи», «Следят глазки за рукой».
Тематику индивидуальных консультаций мы определяем в зависимости от имеющихся у взрослых вопросов о речевом развитии своего ребенка, тут можно пригласить на беседу и коллег, и родителей. «Школа для родителей» дает нам возможность в непринужденной, «домашней» обстановке обучить родителей навыкам работы с детьми, показать им, как грамотно поиграть с малышом, как построить диалог, на что обратить внимание.
Встречи могут проходить в различных формах. Досуг хорошо проводить в период адаптации в образовательном учреждении; групповые консультации мы проводим ежемесячно, встреча состоит из двух частей: беседы с родителями и практикума с участием детей и родителей. Круглые столы - их мы проводим 3-4 раза в год. Образовательно-игровые задания для работы в кругу семьи можно давать в традиционной форме (тетради, папки); работа с использованием ТСО - это презентации, видеоматериал, аудиоматериал, работа с сайтом ЦО №1682; в библиотеке представлены литература и печатные материалы различной тематики о речевом развитии детей в норме и при патологии. Комбинированной формой может быть, например, день открытых дверей, который мы проводим традиционно раз в год, весной, приглашая всех желающих ознакомиться с работой ЦО (родителей детей, посещающих образовательное учреждение, и родителей, собирающихся отдать детей в наш комплекс).
Тематика наших встреч с родителями разнообразна, это «Организация досуга ребенка в семье», «Использование ТС для обучения детей», «Правильно ли говорит ваш ребенок?», «Речь будущих первоклассников», «Слушать и слышать», «Как мы похожи», «Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет (7 лет)», «От игры к знаниям».
Для осуществления преемственности в работе с педагогами и воспитателями мы проводим «Педагогические встречи», где обсуждаем решение проблем, возникающих при работе с родителями. Тематика педагогических встреч перекликается с тематикой «Школы для родителей», это необходимо для грамотного построения работы с детьми. Кроме того, мы используем различные формы методической работы с педагогами: методические объединения дошкольного и школьного подразделений (их тематика определяется по согласованию со старшим педагогом и завучем начальных классов); мастер-классы по запросу администрации ЦО №1682; круглые столы и семинары-практикумы (мы проводим их несколько раз в год, согласовывая тематику с администрацией Центра образования и окружными методистами, знакомя педагогов со спецификой работы с детьми и ставя их в ситуацию обучаемого); открытые занятия 3-4 раза в год; консультации по мере возникновения вопросов.
В практику своей работы мы ввели рекомендательные письма, которые адресованы педагогам, которые будут продолжать работу с детьми, посещающими логопедические занятия в дошкольном подразделении или в начальных классах.

Алгоритм рекомендательного письма таков:
1. Ф.И. ребенка, возраст.
2. Срок проведения коррекционной работы.
3. Структура речевого нарушения.
4. Психосоматическое состояние (из медицинских документов).
5. Поведение (по наблюдению).
6. Участие родителей в коррекционной работе, отношение к домашнему заданию.
7. Содержание работы:
а) по какой программе (методике) велась логопедическая работа;
б) направления работы по разделам:
- для детей с:
ОНР - лексика, грамматика, связная речь, фонетика, фонематика;
ФФН - фонетика, фонематика;
ФН - фонетика;
- нарушения письма и чтения.
8. Результат работы (по разделам - см. пункт 7).
9. Рекомендации по работе с ребенком логопеду школы, учителю, психологу (опираясь на результаты).
10. Дата, Ф.И.О. учителя-логопеда.

Надеюсь, что наш опыт поможет коллегам в организации профилактически-просветительской работы в образовательных комплексах и учреждениях типа «школа-сад».

Наталья ВАРЕШИНА, учитель-логопед ЦО №1682