Первые крупные учебно-воспитательные комплексы «детский сад - школа» появились в Москве в середине 90-х годов прошлого века. В ходе их существования возникли проблемы: статус этих комплексов не был закреплен юридически, что создавало проблемы в получении пенсии по выслуге лет руководящим и педагогическим работникам данных учреждений; объединение имело подчас формальный характер, так как не был продуман механизм преемственности между всеми ступенями образования (программ и взаимодействия специалистов внутри структурных подразделений). Поскольку не была продумана нормативная база и структура управления такими образовательными комплексами, эксперимент удался не во всех случаях объединения школ и детских садов.
На сегодняшнем этапе реорганизация школ и дошкольных учреждений стала объективной необходимостью для оптимизации учебного процесса. Обеспечить доступное качественное образование для каждой московской семьи позволили Федеральный закон Российской Федерации от 08.05.2010 года №83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»; постановление Правительства Москвы от 22.03.2011 года №86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве»; постановление Правительства Москвы от 31.08.2011 года №497-ПП «О мерах по развитию дошкольного образования в городе Москве»; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 15.02.2012 года №107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения»; Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Создание многоуровневых и многопрофильных образовательных комплексов нужно для предоставления комплексных услуг по месту жительства с учетом возрастных особенностей обучающихся. Необходимость предоставления населению возможности получать качественное образование в непосредственной близости от места жительства обеспечивают:
    новая система финансирования (НСФ) - субсидиарный принцип финансирования «деньги следуют за ребенком»;
    введение новой системы оплаты труда (НСОТ), позволяющей установить зависимость заработной платы сотрудников образовательного учреждения от конкретных результатов работы;
    усиление роли управляющих советов (УС) - формирование механизмов участия общественности в управлении ОУ;
    реализация принципа информационной структуры - содержание единого информационного пространства.
Введение электронной регистрации заявлений родителей на поступление в ОУ показало востребованность одних образовательных учреждений и отсутствие контингента в других. Как следствие возникает необходимость увеличения или уменьшения числа школ и детских садов. К объективным причинам реорганизации учреждений можно отнести объединение их ресурсов для достижения большей эффективности деятельности, возможность реализации тесного внутриведомственного взаимодействия, направленного на достижение более высокого качества образования. Системная интеграция образовательных учреждений, приумножение кадровых, материально-технических ресурсов, рациональное использование площадей позволяют сделать процесс обучения более эффективным.
Говоря о реорганизации, необходимо понимать, что она ни в коем случае не подразумевает ликвидацию образовательного учреждения, преобразование происходит путем присоединения одной школы к другой (или дошкольного учреждения) с сохранением работоспособности всех зданий. Сегодня в реорганизации заинтересованы сами школы и детские сады, так как при переходе на финансирование по затратам на каждого учащегося и воспитанника они испытывают дефицит денежных средств на ведение своей деятельности.
В настоящее время участники образовательного процесса должны быть заинтересованы в том, чтобы каждая ступень образования находилась в отдельных зданиях. Это позволит создать условия для полноценного обучения, разностороннего развития воспитанников (учащихся), стимулирования творческой и эстетической самореализации воспитанников (учащихся) на базе разнообразной внешкольной деятельности (секций, кружков, клубов, театра). Обеспечение материально-технической базы для занятий различными видами спорта способствует укреплению здоровья детей и пропаганде здорового образа жизни. При объединении в комплекс повысится комфортность и безопасность нахождения учащихся в стенах школы, для учащихся средней и старшей школы будут созданы условия для существенной дифференциации содержания обучения с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ, что позволит старшеклассникам ориентироваться на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом потребности рынка труда. Создание образовательного комплекса позволит развивать профильное образование в старшей школе, эффективно использовать современное оборудование, комплексно реализовывать программы дополнительного образования, как на бесплатной, так и на платной основе. В образовательных комплексах, имеющих дошкольное отделение, предполагается, прежде всего, создание оптимальных условий для успешного развития преемственности между дошкольным и школьными звеньями образования, всесторонней реализации программ развития детей-дошкольников и детей школьного возраста. В дошкольном возрасте формируются личностные качества ребенка и знания, которые будут основой успешного школьного обучения; школа не будет начинать свою работу с детьми с нуля, а как преемник дошкольной ступени будет организовывать свою педагогическую деятельность, развивая накопленный дошкольником потенциал. Обучение ребенка в образовательном комплексе позволит педагогам, специалистам наблюдать за его развитием от 1 года до 18 лет, то есть до получения основного общего или полного (общего) образования. Взаимодействие представителей психолого-медико-педагогической службы обеспечит укрепление физического и психического здоровья детей.
В результате реорганизации образовательных учреждений общее увеличение их площади позволит:
    привести в соответствие с нормативными требованиями комплектование образовательных учреждений;
    рационально использовать площади всех зданий ОУ и прилегающих территорий;
    оптимизировать материально-технические ресурсы зданий и интеллектуальный потенциал педагогических коллективов;
    сохранить ОУ в микрорайоне, не нарушив порядка набора первоклассников, и даст возможность школе соблюсти необходимые требования СанПиНов по помещениям, избежав ученического «перенаселения»;
    более рационально использовать финансовые ресурсы (бюджетные субсидии образовательных учреждений).
Объединение образовательных учреждений - процесс сложный, имеющий на своем пути как плюсы, так и минусы.
Для родителей позитив видится в обеспечении преемственности и непрерывности между всеми звеньями образования (дошкольного, начальной, средней и старшей школы); близком расположении всех зданий друг к другу; широких возможностей организации системы дополнительного образования; создании единой службы психолого-педагогического сопровождения детей, учащихся и родителей; возможности выбора воспитателя, учителя, педагога дополнительного образования и т. д.
Для педагогов преимущества выражаются в увеличении контингента воспитанников и обучающихся (за счет снижения конкуренции между образовательными учреждениями) и, как следствие, увеличении заработной платы; повышении педагогического мастерства и профессионализма всех работников учреждения, трансляции накопленного опыта для других педагогических сообществ; улучшении материально-технической базы подразделений образовательного учреждения для осуществления качественного образования.
Для детей положительно единство требований на всех ступенях образования; создание единой образовательной среды; преемственность образовательных программ; возможность выбора кружков, секций по интересам; получение квалифицированной помощи специалистов от 1 года до 18 лет (медицинского персонала, психолога, логопеда, социального педагога).
При объединении образовательных учреждений разного вида (средних общеобразовательных школ и дошкольных учреждений) существуют определенные риски:
    незнание директорами школ специфики работы с детьми дошкольного возраста, что может повлечь за собой школьно-урочную систему обучения детей в подготовительных группах;
    нерациональное использование единых субсидий, перераспределение на школьное обучение в ущерб дошкольному образованию;
    учителей с маленькой учебной нагрузкой могут привлекать на работу в детском саду в должности воспитателя, что снизит качество воспитательно-образовательного процесса в системе дошкольного образования;
    разрушение сложившихся традиций в одном из объединяемых учреждений.
В чем можно увидеть перспективы образовательного комплекса после объединения школ и детских садов? Это прежде всего формирование единого юридического лица, имеющего полную свободу в перераспределении ресурсов (как материально-технических, так и кадровых) внутри организации в соответствии с выбранной стратегией и программой развития, планом финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения. Оперативность принятия решений внутри структурных подразделений единой организации существенно выше, чем в случае кооперации между отдельными учреждениями - самостоятельными юридическими лицами. Государственное (муниципальное) задание формируется для учреждения в целом, распределять его по структурным подразделениям смогут работники администрации учреждения, а не учредитель, что значительно повышает гибкость в решении вопросов выполнения задания. Объединение учреждений позволит легко, с наименьшими издержками транслировать опыт успешных управленческих команд, работающих в сфере образования, что в дальнейшем способствует распространению инновационных образовательных практик, улучшению качества образования.
Не бывает реформ без трудностей. Ведь реформирование осуществляют люди со свойственными каждому из них особенностями восприятия, видением проблем и пониманием способов их решения. Для одних реорганизация дает возможность развития, соединения творческих условий для решения общих педагогических задач. Для других - это способ самоутверждения, отстаивания своих личных амбиций и интересов.
Кто знает, может быть, реорганизация позволит реализовать в жизни идею создания такой Школы, в которой будут расти и учиться дети и семьи из поколения в поколение. При этом не будет «хороших» и «плохих», «сильных» и «слабых», «элитных» и иных школ и садов. Будут просто разные по творческому воплощению всех педагогических идей и технологий школы, одну из которых родителям надо будет только единожды, в детстве, выбрать для своего ребенка. При правильной, чуткой организации комплексов «детский сад - начальная школа - средняя школа» появится возможность решать серьезные психолого-педагогические проблемы развития человека от младенчества до зрелости. Результаты успешной реорганизации школы и детских садов во многом зависят от педагогов, от их понимания, стремления за видением своих личных интересов увидеть интересы наших детей.
Объединение школ, хочу надеяться, - это дальновидная политическая акция, которая в конечном счете благотворно скажется на качестве общего образования.

Н.ДОРОХИНА, директор школы №523