На сложившуюся в московском образовании ситуацию можно смотреть по-разному. Можно воспроизводить старый способ действия, игнорируя происходящие изменения, надеясь на то, что рано или поздно все войдет в привычное русло и «устаканится», можно смотреть критически, строя пессимистичные прогнозы, можно предполагать, что в связи с введением образовательных комплексов случится катастрофа и все созданное ранее разрушится, а можно выстраивать стратегии действия, стараясь сохранить то лучшее, что было достигнуто в столичном образовании за прошедшие годы, и проектируя следующий возможный шаг развития в современных условиях. Последняя точка зрения мне представляется наиболее целесообразной.

Преемственность дошкольного и школьного этапов
Проблема преемственности, гармоничного перехода от одного этапа детского развития к другому, в особенности такого качественного скачка, как переход от дошкольного детства к школьному обучению, не теряет своей значимости и актуальности и в настоящее время. Это с важно как с точки зрения внутренних изменений, происходящих с ребенком, так и с точки зрения интеграции и взаимосвязи тех образовательных ступеней, через которые проходит ребенок.
При слиянии детских садов со школами преемственность и безболезненный переход от детского сада к школе, казалось бы, произойдет сам собой. Однако на практике оказывается, что родители вовсе не спешат отдавать своих детей в присоединенные школы, а выбирают школу совсем по другим признакам - престижности, отзывам других родителей, насыщенности жизни школы, возможности получить дополнительное образование в стенах школы, связи школы с вузами и другими образовательными учреждениями. В современных условиях преемственность и интеграция дошкольного этапа образования со школьным зависят прежде всего от повышения качества образования, в первую очередь школьного образования. Если школа сильная, дающая качественное общее образование, обеспечивающая возможность выбора различных траекторий движения ребенка внутри образовательной среды, широкий спектр дополнительных услуг, то родители будут стремиться отдать своих детей в такую школу начиная с детского сада.

Субъект управления (кто главный?)
В процессе объединения образовательных учреждений управляющим субъектом, как правило, становится школа. Как это отражается на других образовательных учреждениях, в первую очередь на детских садах? Дошкольные учреждения в этом случае оказываются в сильной зависимости от компетентности, профессионализма и понимания директора школы. Если директор понимает специфику и качественное отличие дошкольного этапа образования в развитии ребенка от школьного, то присоединенные к школе детские сады не только ничего не потеряют, но и значительно усилятся, имея сильного и надежного, компетентного партнера в лице школы. Если же директор школы далек от понимания практических нужд дошкольников, то дошкольное учреждение оказывается в очень невыгодном положении. И тогда такие высказывания директора одной из присоединенных к детскому саду школ «Зачем вам столько нянек в детском саду, достаточно и двух!» будут неизбежны. И что самое страшное - не только высказывания, но и конкретные действия!
Вопрос, таким образом, упирается в необходимость подготовки и переподготовки управленческих кадров, умеющих работать в условиях образовательных комплексов, понимающих специфику каждого образовательного этапа, умеющих выстраивать стратегии развития как для отдельного образовательного учреждения, входящего в комплекс, так и для всего комплекса в целом. На переходном этапе можно предложить создание управленческого совета или совета директоров, куда бы входили директора и заведующие всех образовательных учреждений комплекса с правом влияния на финансовые и управленческие решения.

Разнородность программ
Еще одна возможная трудность, которая возникает при переходе от отдельного учреждения к комплексу, - это совершенно различные учебные и образовательные программы, по которым работают педагоги в каждом образовательном учреждении. В этом случае особую актуальность приобретает задача интеграции образовательных программ и задача создания единого образовательного пространства комплекса. При этом необходима интеграция как между дошкольным и школьным этапами образования, так и интеграция различных программ и подходов в рамках общего образования. Важно понимать, что интеграция не означает нивелирование различий и сведение всего многообразия подходов к какой-то единой образовательной программе. Конечно же, очень важно сохранить вариативность и разнообразие, дать возможность каждому ребенку и родителю выбирать собственную траекторию движения внутри образовательного пространства комплекса. При этом, несмотря на разнообразие, в образовательном комплексе, на мой взгляд, должна быть выстроена единая система, построенная на единых принципах и подходах к содержанию образования и представлениях о том, как развивается система образования в целом. Как и за счет чего возможно такое существование единого в многообразном?
На мой взгляд, помочь в разрешении этой сложной, во многом проблемной ситуации возможно за счет проведения серии организационно-деятельностных игр с привлечением экспертов в области дидактики образования, науки и педагогической практики. Одним из возможных вариантов интеграции может быть выстраивание единых линий развития ребенка, начиная с самого раннего возраста и заканчивая старшей школой и вузом. Такими едиными сквозными линиями развития могут быть базовые общие способности мышления и деятельности. Педагог в этом случае на своем конкретном предмете будет работать не только с предметными знаниями, но и с теми способами, которые осваивает ребенок, и стоящими за ними способностями. Например, если в старшем возрасте мы говорим о способности проектирования, то на уровне детского сада это будет умение ставить цели и их достигать, умение разбивать свое действие на конкретные этапы. Если педагог на уроке по своему предмету, например на физике, начинает работать со способностью выходить в идеальный план и работать с идеализациями, то на этапе дошкольного обучения необходимо развивать способность воображения и различения. Подобная работа со способностями требует особой квалификации педагога - уметь видеть и проектировать развитие конкретного ребенка и детского коллектива, сценировать развивающие ситуации на уроке, выделять зону непонимания каждого ребенка и уметь с ней работать, знать и понимать единую логику развития способности, от детского сада до вуза.
Ситуация с образовательными комплексами - своеобразный вызов системе столичного образования в целом. Приведет ли эта ситуация к комплексу проблем, а в крайнем случае и к комплексу неполноценности или станет фактором комплексного развития образования, зависит от наличия продуманной стратегической программы на 10-15 лет вперед и от согласованных действий на всех уровнях системы образования Москвы.

Н.БЫЧКОВА, старший научный сотрудник МИРО