Стремление взрослого (педагога, родителя) быстро научить детей читать, писать, работать в тетрадях (последнее для дошкольников вообще дело бессмысленное) в ущерб реализации ребенка в разных видах детской деятельности приводит к трудностям в освоении дальнейшей учебной деятельности, нежеланию учиться в школе и резкому ухудшению его развития в целом. Вместе с тем теория А.Запорожца отмечает непреходящее значение дошкольного детства и формирование таких фундаментальных качеств, которые затем лягут в «золотой фонд» зрелой личности. Ведущую роль в этом играет максимальное использование «специфически детских видов деятельности» (игры, конструирования, рисования, лепки). Особое внимание при этом А.В.Запорожец уделяет значению эмоциональной составляющей, которая по своей силе способна управлять порой и интеллектуальной деятельностью, недоразвитие в этом возрасте общения, эмоциональной сферы, воображения в дальнейшем практически не компенсируется даже специальной коррекционной работой и отрицательно сказывается, прежде всего, на личностном развитии ребенка (то есть проблема «трудных детей» закладывается на дошкольном этапе).
Работая с детьми дошкольного возраста, педагог не должен идти на поводу порою очень упорных требований школы и родителей по целенаправленной подготовке к ней. Несмотря на современные новые формы организации жизни дошкольников, которые в настоящее время преобладают, общие цели и задачи, направленные на достижение соответствующего уровня качества дошкольного образования, остаются неизменными, для достижения этих целей необходима выработка общего взгляда всех участников педпроцесса, включая воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей и родителей.
Ребенок - центральная фигура образовательного процесса. С точки зрения культурно-исторического подхода (Л.С.Выготский) основополагающая цель этого процесса - создание условий, способствующих «присвоению» ребенком общечеловеческой культуры, заложенной в окружающем мире: предметах, природе, человеческих отношениях, а также в способах познания и порождения нового. Однако основа успешности достижения этих целей - создание условий для обеспечения комфортного самочувствия ребенка в образовательном учреждении, в том числе и нового типа. Прежде всего речь идет о душевном комфорте, который характеризуется состоянием внутреннего спокойствия, отсутствием разлада с самим собой и окружающим миром. Именно эта категория (комфортность), на мой взгляд, должна занять достойное место среди основных показателей качества дошкольного образования. Организация жизни и деятельности детей с точки зрения обеспечения их комфортности должна учитывать потребности детей прежде всего в признании и общении, а также в познании, в движении, в проявлении активности и самостоятельности.
Каждый ребенок нуждается в признании, и прежде всего детским сообществом, благодаря которому он может успешно социализироваться, особое значение имеет признание его как игрока (партнера по игре). Встраивание ребенка в детское сообщество, особенно играющее, имеет важное значение для осознания им своего собственного статуса, факта признания как основы для возникновения чувства комфортности. При этом педагоги сами должны хорошо знать статус каждого ребенка в группе, используя наблюдения за детьми в свободной, и прежде всего игровой, деятельности. По данным психологов, ребенок, постоянно не принимаемый в игру, чувствует себя изгоем, это чувство остается с ним на долгие годы. Более того, никакие другие его успехи и заслуги не компенсируют этого. Именно поэтому одна из важнейших задач педагога - формирование детского играющего сообщества, которое способно принять каждого ребенка группы в ту или иную игру. Задача педагога - использовать для этого такие народные игры, как «Ручеек», «Бояре», «Каравай», позволяющие ему выбирать тех детей, которые испытывают трудности вхождения в игровое сообщество. В результате этого дети в силу особого авторитета педагога тоже начинают выбирать этого ребенка. Другим приемом по отношению к таким детям может быть разыгрывание небольших спектаклей, в которых дети, испытывающие неудобства в ситуации своей публичности, с удовольствием включаются в роль суфлера, находящегося в «суфлерской будке», тогда ребенок и участник, и одновременно спокоен в силу того, что он не на виду. Использование таких и других приемов постепенно выводит детей на позитивное контактирование в игровых ситуациях с другими детьми.
Общение ребенка со взрослыми - второй важный фактор обеспечения комфортности, но при условии, что оно строится с учетом изменения потребности самого ребенка в общении со взрослым на протяжении дошкольного возраста, что диктует и изменение форм общения. В психологических исследованиях, проведенных под руководством М.Лисиной, выделено четыре вида потребностей, которые диктуют изменение позиции педагога в работе с детьми:
- первый: для ребенка от рождения до 6 месяцев взрослый - источник активной ласки и внимания;
- второй: для ребенка от 6 месяцев до 3 лет взрослый - образец для подражания, партнер по игре, помощник, организатор и участник совместной предметной деятельности;
- третий: для ребенка от 3 до 5 лет взрослый - источник познания, партнер по обсуждению разных причин и связей, способный ответить на многочисленные вопросы «А почему?»;
- четвертый: для ребенка от 5 до 7 лет взрослый - личность, обладающая умениями, знаниями, социально-нравственными нормами, строгий и добрый старший друг.
Исходя из этого, вся воспитательно-образовательная работа строится на диалогическом (а не монологическом) общении, с учетом возраста детей, например, проведение занятия с детьми младшего возраста опирается прежде всего на непосредственное взаимодействие и общение воспитателя с детьми, а с более старшими позиция педагога меняется - он выступает организатором детского обучающегося сообщества, в котором каждый ребенок чувствует себя успешным, уверенным в том, что он может справиться с любым заданием как самостоятельно, так и при помощи других детей и понимающего его взрослого. Если кто-то из детей испытывает трудности при публичном чтении стихов, пересказывании текстов, воспитатель дает им возможность выбирать себе партнера и вариант общего выступления (говорят вместе, или один начинает, другой заканчивает; в этом помогает воспитатель, учитывая особенности каждого ребенка). Постепенно такие дети вовлекаются в игры-драматизации, театрализованные действия, в результате у них уходят тревожность и настороженность, возникают уверенность, активность, доверие и открытость к общению. Таким образом, две фундаментальные задачи педагога - это создание условий для становления играющего и обучающегося детских сообществ.
Комфортное проживание ребенком дошкольного периода - это мотивированная эмоциональная и осмысленная деятельность ребенка - игра, рисование, конструирование, разыгрывание различных сюжетов, что задается определенным содержанием педагогического процесса, сущность которого составляет его направленность на обогащение общего детского развития, а не на интенсификацию целенаправленного развития отдельных психических функций ребенка, связанных прежде всего с дальнейшим его обучением в школе (внимание, произвольность).
Очень важно подчеркнуть, что содержание дошкольного образования базисно, поскольку позволяет формировать базис развития личности человека, и многоаспектно (а не предметно, как в школе). В такое содержание входят и информация из разных областей действительности, которая в результате активного присвоения ребенком становится знанием; и способы и средства деятельности ребенка, разных ее видов (игровой, двигательной, познавательной, речевой); и способы общения и адекватного поведения в разных ситуациях; и набор определенных личностных качеств (активность, инициативность, самостоятельность, любознательность, оптимистичность и открытость, толерантность, аккуратность и умение следить за своим внешним видом, экологически грамотно вести себя в природном окружении).
Однако отбор информации из разных областей действительности для дальнейшего ее освоения необходимо вести с позиции педагогической целесообразности, задаваясь вопросом, станет ли это для ребенка регулятором его поведения, будет ли им использоваться в какой-либо деятельности, а значит, будет ли обогащать как деятельность ребенка, так и его развитие. На это важно обращать внимание при выборе программ и методик (технологий).
За последнее время стала распространяться система работы с детьми по освоению прав ребенка, якобы для формирования детского достоинства, самоуважения. Но как может воспользоваться такими знаниями дошкольник? Эти права должны хорошо знать взрослые (педагоги, родители) - организаторы жизни детей - и пытаться их не нарушать, а достоинство и самоуважение ребенка связано с каждодневным доброжелательным отношением взрослых к его нуждам, интересам и потребностям. Информация о вредных продуктах, о вреде выхлопных газов на улице будет вызывать тревожность у детей, а все эти проблемы нужно решать с родителями напрямую, не провоцируя отрицательных реакций детей.
Решение базисных образовательных задач связано с реализацией деятельностного подхода, с организацией «специфически детских видов деятельности» (А.Запорожец), но наиболее значима ведущая деятельность (А.Леонтьев). Прежде всего это относится к развитию подлинно самодеятельной игры, в которой ребенок познает смыслы человеческих отношений. И хотя обучение и самодеятельная игра по своей сущности разные виды деятельности, в дошкольном возрасте они тесно взаимосвязаны. Между тем сегодня широко бытующий лозунг «Обучение через игру» неправомерен по сути. Ни в коем случае нельзя игру как самостоятельную деятельность (описанную выше) подчинять решению дидактических задач, поскольку игру отличает мнимая ситуация «как будто бы», что в обучении дошкольников не может быть.
Не менее важная деятельность - конструирование из разных материалов, внутри которой формируется универсальная способность к построению разных целостностей: текстов, рисунков, аппликаций, механических конструкций. При этом из контекста самой деятельности дети начинают четко выделять сам способ, который позволяет ребенку использовать его в самых разных контекстах, ситуациях, что служит его обобщению и решению разного рода ситуаций как заданных взрослым, так и созданных ими самими. Для многих педагогов, к сожалению, более значим сам результат деятельности (красиво, аккуратно, правильно), а для детей, точнее для их развития, первостепенное значение имеет сама деятельность, позволяющая им подбирать разные средства, выбирать способы и придумывать новые. Например, на занятии дети 6-го года жизни создавали бумажные корзиночки. Один ребенок сделал две такие поделки, одна из которых имела оригинальное решение в создании ручки к корзиночке, но на обращение ребенка к воспитателю: «Смотрите, как я сделал!» она отреагировала: «Ну молодец, успел две сделать, а другие дети не сделали еще и по одной». И совсем не обратила внимания (свое и детей) на то, что ребенок придумал свой способ решения. Конструирование из бумаги путем многократного сложения позволяет детям обнаружить способ формообразования, что в дальнейшем в старших классах школы может стать основой при решении геометрических задач.
Преимуществом объединения детских садов со школами в единый комплекс можно считать тот факт, что каждая школа имеет компьютерное оборудование, которое позволит детям старшего дошкольного возраста, находящимся в детских садах, пользоваться этим оборудованием, поскольку для них есть развивающие компьютерные игры, положительно влияющие на их развитие, и прежде всего мышление и воображение. Однако надо помнить о режиме (2 раза в неделю по 15 минут).
Таким образом, решая задачу преемственности между дошкольным и школьным уровнями образования, важно помнить, что школа преемница всего наследия успехов дошкольников, ответственная не только за его сохранение, но и за дальнейшее развитие. Это может произойти лишь в том случае, когда школа, начиная работать с дошкольниками, в максимальной мере опирается на достижения детей, понимая, что они могут быть разными, и это требует индивидуального подхода и постепенного перевода детей в новые жизненные условия, что обеспечит их безболезненное и успешное включение в новый уклад жизни (школьный).