Формирование нормативной базы системы управления образованием имеет широкий общественный резонанс. Многие ученые-правоведы в рамках проводимой государственной политики в области образования высказывали мнение, что одного лишь Закона «Об образовании» современной России было недостаточно. В связи с признанием сферы образования самой важной и приоритетной правовое демократическое государство, по их мнению, нуждалось в более подробном нормативном закреплении отрасли «Образовательное право» отечественной системы права, для чего, считали они, необходим «Образовательный кодекс РФ», где каждый уровень образования может стать отдельным институтом права или даже подотраслью образовательного права. В Санкт-Петербурге правоведы делали попытки разработать такой кодекс, однако они не увенчались успехом.
В конце 2012 года был принят Закон «Об образовании в РФ», который вступит в силу
с 1 сентября 2013 года. Он  базируется на новой государственной политике в области образования, вводит новые принципы правового регулирования образовательных отношений, в связи с чем для его применения необходимо углубленное изучение закона. Новый закон заменит многие нормы, которые действовали еще со времен СССР и были интегрированы в современное законодательство об образовании, но по сути морально устарели. До вступления закона в силу всем субъектам управления образования предложили с ним ознакомиться и принять на его основе локальные нормативные акты, именно этим обусловлена отсрочка правоисполнения. При построении правоотношений в сфере дошкольного и начального школьного образования необходимо учитывать влияние смежных отраслей права на «Образовательное право». Взаимоотношение отраслей в системе можно представить в виде диаграммы.
Сами нормы «Образовательного права» по сути не что иное, как нормы гражданского и административного права, адаптированные к правоотношениям (о чем свидетельствует применяемый к отношениям метод регулирования) в области управления образованием, в том числе и дошкольным.
С 1 сентября 2013 года возникнет необходимость оценки правовых норм актов субъекта Федерации, актов органов местного самоуправления и локальных актов на предмет их законности и допустимости, оценку необходимо проводить, рассматривая применимость федеральных норм и локальных норм к конкретным правоотношениям.
Правовое обеспечение управления дошкольным и начальным школьным образованием на современном этапе проводимых реформ предполагает широкое применение к правоотношениям в области образования помимо классических норм так называемого «Образовательного права» норм «Административного права» и «Гражданского права». В большинстве норм нового закона в случае закрепления императивного подхода внутри нормы предполагается использование правового регулирования отношений присущими «Административному праву» методами, способами и подходами. В тех же случаях, когда в норме нового закона закреплен диспозитивный подход, предполагается (если не указано иное), что такие правоотношения будут урегулированы нормами «Гражданского права РФ».
При применении норм нового закона к правоотношениям в области управления дошкольным и начальным школьным образованием следует учитывать, что многие нормы закона предполагают наличие специального локального нормативного акта в основе правоотношений или заключенного по правилам «Гражданского права» договора между субъектами правоотношений. Вследствие чего регулирование отношений (управление) необходимо начинать с принятия акта или заключения договора уполномоченными лицами.
При осуществлении управления дошкольным образовательным учреждением и начальной школой необходимо учитывать, что педагогические работники новым законом наделены более широким правовым статусом, чем прежде. Работодателю необходимо учитывать и защищать академические права и свободы работников ДОО, например, именно заведующий или директор должны осуществлять защиту прав педагога на невмешательство третьих лиц (родителей, коллег) в проводимый им образовательный процесс, в том числе разъяснять третьим лицам это субъективное право педагога. Необходимо также предоставлять педагогическим работникам право открыто высказывать свое мнение, участвовать в управлении ДОО или территориальной образовательной организацией, в которую они входят.
В отношении «Академических прав» педагогического работника работодателю следует помнить, что каждое «Академическое право» порождает обязанность работодателя на реализацию прав работника на профессиональную подготовку или повышение квалификации, что означает направление работника на соответствующую подготовку или повышение квалификации один раз в три года.
Введение в действие нового Закона «Об образовании в РФ» предполагает принятие множества нормативных актов различного уровня, принципы регулирования образовательных правоотношений предполагают широкое привлечение общественности к принятию таких норм, в связи с чем заведующий совместно с педагогическим коллективом должен принимать активное участие в общественном обсуждении этих документов перед их принятием, направляя возражения, предложения и иные акты волеизъявления в соответствующие органы исполнительной власти.
Для правильного восприятия коллективом проводимой государственной политики в области дошкольного и начального школьного образования и норм Закона «Об образовании в РФ» на методических собраниях помимо непосредственно норм Закона «Об образовании» необходимо изучать основы «Гражданского права» и «Административного права», так как в случае коллизий (они часто сопровождают принятие нового по содержанию закона) будут применяться принципы и нормы этих отраслей права.
Новая государственная политика в области дошкольного и начального школьного образования предполагает возможность использования объектов, защищенных авторским правом в педагогической деятельности только с учетом норм «Гражданского права», это означает, что при использовании такого объекта, например, как авторская программа педагога, между автором (педагогом) и администрацией организации (заведующим) должно быть достигнуто соглашение, удостоверенное в установленном законом порядке.
При обсуждении вопроса о размере оплаты присмотра и ухода за ребенком необходимо учитывать экономические показатели как федерального уровня (МРОТ, потребительская корзина, потребительские индексы), так и показатели экономики субъекта Федерации, необходимо учитывать соответствующую информацию органов местного самоуправления. Для обсуждения таких вопросов рекомендуется приглашать представителей органов местного самоуправления (глав управ, местных депутатов, советников) на соответствующий совет или собрание.
В условиях реформирования системы образования рекомендуется закреплять внутренние правила образовательных организаций и все основополагающие моменты их деятельности в уставах или иных учредительных документах организации.
В отношениях между работником и работодателем необходимо внимательно подходить к оформлению трудовых договоров (дополнительных соглашений) работников дошкольной организации или школы (учреждения), так как возникнет необходимость решить проблемы, которые в переходный период не были урегулированы локальными нормативными актами, например, ответить на вопрос о том, кому принадлежит авторское право на программу дошкольного или непрерывного образования, разработанную работником на базе дошкольной организации или дошкольного отделения СОШ (учреждения).
В целом качество правового воздействия нового Закона «Об образовании в РФ» на систему управления дошкольным и начальным школьным образованием можно оценить как высокое. Использование одного укрупненного нормативного источника вместо множества раздробленных всегда положительно сказывается на формировании правосознания и правопонимания субъектов правоприменения, что впоследствии позитивно повлияет на общественное восприятие его норм.

А.МАРИНЮК, доцент кафедры управления дошкольным образованием Института педагогики и психологии образования МГПУ