1 сентября 2011 года в России начали действовать образовательные стандарты нового образца общего (начального) образования - стандарты второго поколения, где одной из главных целей образования становится формирование у ребенка умения самостоятельно учиться. Основным вопросом внедрения стандартов остается проблема учителя, который будет преподавать по-новому: вести с детьми проекты, разрабатывать творческие программы уроков, развивая личность ученика, поскольку в настоящее время большинство учителей начальных классов не имеют высшего образования, их средний возраст составляет 45 лет, они не владеют компьютерными технологиями, с помощью которых призваны обучать первоклассников. Идея повсеместного внедрения инклюзивного (или включенного) образования также предъявляет свои требования к компетенциям «учителя второго поколения».
ЮНЕСКО определило в 2005 году инклюзивное образование как «процесс учета и удовлетворения разнообразных потребностей всех учащихся через расширение доступа к обучению, культурам и жизни общин и сокращение уровня исключительности внутри системы образования и из системы образования. Это ведет к изменениям и модернизации содержания, подходов, структур и стратегий при обеспечении единства взглядов на всех детей соответствующей возрастной группы и убежденности в том, что ответственность за обучение всех детей несет государство». Таким образом, для успешной педагогической деятельности в структуре инклюзивного образования абсолютно недостаточно обычной педагогической подготовки, зачастую педагоги общеобразовательных школ категорически не хотят заниматься обучением детей даже с легкими нарушениями развития, мотивируя это отсутствием знаний методов работы с такими учениками.
«Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя», - писал в начале ХХ в. известный немецкий педагог-дефектолог П.Шуман. Какой же квалификацией и какими компетенциями должен обладать учитель, который будет способен реализовать принципиально новые профессиональные задачи?
Новая школа потребует новых учителей, владеющих современными педагогическими технологиями, знающих возрастные и индивидуальные особенности детей, умеющих видеть и развивать одаренность, способных повышать свой профессиональный уровень. Это значит, что учитель  есть первый ученик, сам находящийся в непрестанном учении, кропотливый, чуткий, креативный, постоянно занимающийся своим самообразованием.
Профессиональная деятельность педагога инклюзивного образования выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «неучительской» деятельности, будучи направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.
Немного найдется профессий, результаты деятельности которых приравнивались бы к чуду, когда, словно по волшебству, отступают трагизм и безысходность жизненной перспективы для ребенка и его семьи, когда ребенок может жить нормальной детской жизнью - играть и учиться, общаться с родителями и дружить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить и рисовать, готовится быть взрослым, нужным своей стране человеком наравне со здоровым сверстниками.
В настоящее время в области инклюзивного (специального образования) в России работают около 180 тысяч человек, однако лишь менее 30% из них имеет специальное образование, то есть менее 60 тысяч (для сравнения: в европейских странах и США 95-98% работающих с детьми с особыми образовательными потребностями имеют диплом педагога-дефектолога).
Стране необходима национальная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей для инклюзивного образования. Жизненно необходимо по примеру западноевропейской системы педагогического образования помимо программ подготовки специальных психологов и педагогов в университетах и колледжах осуществлять обязательную подготовку педагога общеобразовательного учреждения по специальной педагогике, которую должен пройти каждый будущий учитель и воспитатель.
Все уже практикующие педагоги должны прослушать курсы подготовки специалистов инклюзивного образования. Приобретение этих педагогических компетенций позволит им работать с разными категориями лиц, имеющими отклонения в развитии, начиная с дошкольного возраста и заканчивая социально-педагогической работой со взрослыми. Подготовка таких кадров - сложная и кропотливая работа. Однако некоторые шаги уже делают в этом направлении, например, в МИРО разрабатывают программы подготовки и переподготовки педагогических и инженерно-технических кадров образовательных организаций, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
«Педагог  творит личность, индивидуальность, и в конечном счете будущее человека! Внешне роль школьного педагога скромна, ее результаты сказываются нескоро, но как в действительности велико общественное значение его труда», - говорил Константин Ушинский, и трудно с ним не согласиться.

Юлия САЧКО, младший научный сотрудник МИРО