Я провела анкетирование педагогов искусства, чтобы выявить их представления о современных детях, педагогах и особенностях педагогического процесса. Вопросы анкеты формулировала универсально, чтобы можно было изучить мнения разных категорий педагогических работников. В анкетировании приняли участие специалисты из детских садов, общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования, преподающие детям предметы искусства: музыку, изобразительную деятельность, лепку, театр, мировую художественную культуру. Анализ выявил схожесть мнений анкетируемых из разных городов и учебных заведений.
Сначала анкетируемые отвечали на вопросы об отличиях современных детей от сверстников второй половины XX века в личностной и интеллектуальной сфере. По наибольшему числу высказываний современный ребенок в интеллектуальном развитии информирован, имеет клиповое мышление, высокий интеллект, эрудированность, широкий кругозор, легкость ориентировки в потоке информации. При этом уровень его знаний поверхностен. Нынешние дети более развиты, у них богатое воображение, они раньше начинают читать и считать. Вместе с тем они менее начитанны, плохо рассуждают и формулируют мысли, при большем, чем у сверстников ХХ века, словарном запасе нынешние дети отстают в развитии разговорной и монологической речи.
По мнению педагогов, современные дети хорошо владеют компьютером (Интернетом), электроникой, технически грамотны, информацию чаще всего получают из средств массовой коммуникации. Положительная динамика в сравнении со сверстниками прошлого века отмечена в быстроте овладения ИКТ, большем влиянии СМИ, больших возможностях (в целом). В отрицательной динамике - зависимость от Интернета, подверженность влиянию негативной информации.
Дети начала XXI века раскрепощены, самостоятельны, любознательны, общительны, активны, уверены в себе, открыты, целеустремленны, свободны, практичны (прагматичны), стремятся к лидерству, но педагоги назвали много негативных качеств современных детей. Чаще других встречаются такие: агрессивный, жестокий, черствый, не умеет дружить и быть в коллективе, эгоистичный, циничный, равнодушный, скрытный, безответственный. Категоричны оказались учителя, работающие со школьниками, в их ответах много отрицательных характеристик, наиболее лояльны к детям воспитатели детских садов, которые назвали больше положительных, чем отрицательных качеств, присущих детям. Нет сомнения в искренности отвечающих, несмотря на некоторую эмоциональность. У современных детей действительно много трудностей, однако педагогам нельзя отказать в оптимизме и профессионализме. Они видят в детях много хорошего и стремятся создавать благоприятные условия для их развития.
Интересные сведения получены об отличиях преподавания искусства в современном образовательном учреждении от советского периода. Это те изменения, которые влекут за собой перестройку мышления и необходимость получения новых профессиональных навыков. Участвующие в анкетировании педагоги искусства оказались единодушны в том, что современное преподавание стало более творческим, появилось немало возможностей для профессионального поиска. Вместе с высвобождением творческих сил повысилась моральная ответственность за ребенка и результаты своего труда. Большинство ответов пришлось на отличия современного педагогического процесса от конца ХХ в. по подбору программ обучения, методов, технологий, форм. Педагоги дружно констатировали, что стало больше программ и свободы в их выборе, подчеркнули, что нынче имеют лучшую оснащенность педагогического процесса, доступность Интернета. Это отрадный факт, так как совсем недавно им в дополнительную и неоплачиваемую обязанность вменялось изготовление демонстрационных и раздаточных пособий для занятий и уроков, на это уходило и рабочее, и личное время. Конечно, качество пособий, изготовленных полиграфическим способом, значительно выше, чем самодельных.
Как влияют психологические качества современного ребенка на преподавание предметов искусства? Выявлены общие точки в ответах педагогов, работающих с разными категориями детей. Педагоги отмечали, что с современными детьми надо быть более изобретательными в выборе методических приемов. Информированность детей требует от педагога тщательной подготовки. Часто сами дети подсказывают новые темы, подталкивают к экспериментам в построении занятий (уроков), разнообразию в выборе педагогических приемов, технологий, программ. Другая группа ответов указывала на трудности в проведении занятий (уроков). Педагоги отмечали, что современного ребенка сложно увлечь деятельностью, сконцентрировать его внимание. Из-за слабости, произвольности психических процессов дети быстро устают, и, следовательно, необходимо чаще менять виды деятельности. Отметили педагоги и эмоциональные проблемы детей, не позволяющие быстро достичь желаемых результатов. Встречается и двоякое видение, например, для одних общение стало легче, а другие отмечают некоммуникабельность воспитанников. В целом можно констатировать, что все трудности педагогического труда сегодня связаны с психологическими особенностями ребенка, педагоги не всегда готовы к ним морально и, вероятно, профессионально.
Сегодня главный вопрос: какими качествами должен обладать современный педагог искусства? Анкетируемые нарисовали идеальный и оптимистичный образ педагога-мечты, дали более двухсот неповторяющихся определений. Судя по названным наибольшее число раз личностным качествам, это человек интересный и умеющий заинтересовать, любящий детей, творческий, добрый, терпеливый, культурный, эмоциональный, разносторонний, увлеченный. Самые распространенные профессиональные качества, указанные в анкетах, - любовь к своему предмету, работе, преданность профессии. Много было получено таких ответов на тему знаний: владение знаниями, образованность, эрудированность, энциклопедичность знаний, наличие обширного кругозора, разносторонняя подкованность во всех сферах жизни и науки.
Итак, педагог, работающий с современными детьми, должен быть идеальным человеком и профессионалом. Безусловно, делать обобщения и переносить полученные результаты на специалистов, преподающих другие предметы, было бы слишком смело. Но общность ответов позволяет сделать банальный вывод: необходимо осовременивать не только организацию и содержание обучения на всех уровнях образования, но пересматривать квалификационные требования и профессиональную подготовку.
Внимательное чтение проекта профессионального стандарта педагога показало, что разработчики смотрят в будущее, для них важно, чтобы человек, работающий с подрастающим поколением, шел в ногу со временем. Но, думаю, профессию учителя, воспитателя трудно ограничить прокрустовым ложем стандарта. Все равно он будет работать, знать и уметь намного больше, чем требуют нормативные документы. Таково предназначение этой профессии.
Сегодня остается вопрос, как будут развиваться события с разработкой стандарта дальше. Много вопросов к названию проекта документа, структуре, соответствию нормативным актам по разработке профессиональных стандартов, прохождению официальной экспертизы. Главное, станет ли этот документ официально регламентирующим профессиональную деятельность или своеобразной клятвой Гиппократа для учителей и воспитателей.
Для меня же главное, что педагоги по-прежнему с оптимизмом смотрят на себя, профессию, своих учеников и воспитанников. Это залог будущего для российского образования.

Екатерина БОЯКОВА, старший научный сотрудник Института художественного образования Российской академии образования