Так же наиболее рационально может выстраиваться взаимодействие между воспитателями детского сада и педагогами начальной и средней школы, каким может быть процесс превращения коллектива воспитателей и педагогов в единую команду, способную сохранить преемственные связи в целях, задачах, содержании, формах, методах и методиках обучения и воспитания? Этот вопрос сегодня стал  одним из ключевых.
Как известно, принципы преемственности и развития - ведущие принципы федеральных государственных образовательных стандартов. Начальная школа уже не первый год работает  в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, летом нынешнего года был вынесен на общественное обсуждение проект ФГОС дошкольного образования, который, по замыслу его авторов, связан с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации, нацелен  на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к познанию и творчеству,  на поддержку программ, способствующих формированию личности ребенка как носителя ценностных установок современного мира. Таким образом, задачи обеспечения преемственности между ступенями образования и перехода к работе согласно требованиям ФГОС нового поколения взаимосвязаны, поэтому и  решать их необходимо комплексно.
Как взаимодействие между воспитателями детских садов и педагогами школ может способствовать решению этих задач? В ситуации, когда введение ФГОС на разных ступенях системы идет не одновременно, появляются принципиально новые требования к результатам образования, меняются целевые установки и задачи, есть риск потери преемственных связей. Для того чтобы избежать этого,  переход с одной ступени образования на другую  должен стать  предметом педагогического осмысления и целенаправленной деятельности. Взаимодействие воспитателей детского сада и педагогов школы разных ступеней может включать в себя совместное выделение и осмысление проблем, с которыми сталкивается ребенок при переходе с одной ступени образования на другую, выработку общего понимания этапов развития и обучения ребенка, целевых установок, задач образования, обсуждение методик преподавания.
Практика организации взаимодействия в образовательных учреждениях Москвы показывает, что выстраивание сотрудничества между педагогами разных ступеней для достижения взаимного согласия в понимании целей совместной деятельности и путях их достижения   непростой процесс для всех его участников. Однако,  по мнению специалистов, проблема организации деятельности всех участников  образовательного  процесса  на  переходных  этапах от одной ступени образования к другой может  быть успешно решена только путем создания команды педагогов, заинтересованных в создании благополучной образовательной среды, команды, которая могла бы сообща решать задачу обеспечения преемственности между ступенями образования, достижения результатов образования согласно требованиям ФГОС нового поколения.
Становление команды в условиях повсеместного создания образовательных комплексов сложный процесс, требующий системного подхода к организации. Необходимо продумывать, в какие формы взаимодействия могут включаться педагоги и воспитатели. Решением этой задачи может заниматься как администрация образовательного комплекса, так и педагогический коллектив.
Наиболее распространенными коллективными формами взаимодействия воспитателей и педагогов на нынешнем этапе развития образования стали педагогические советы, мастер-классы, семинары, круглые столы по  проблемам преемственности, взаимное знакомство воспитателей и педагогов с образовательными программами детского сада и школы, планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов и учителей с детьми-дошкольниками и школьниками. Знакомство со спецификой планирования работы в детском саду и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность обмениваться опытом, знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Перспективной формой коллективного взаимодействия воспитателей и педагогов  может быть и проведение проектно-аналитических сессий, разработческих семинаров, имитационно-ролевых игр,  и организация совместных разработок занятий для дошкольников и школьников, и взаимное посещение занятий с обсуждением и рефлексией. Без совместного выстраивания единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного, основного общего образования, обеспечения преемственности образовательных программ есть риск, что проведение совместных мероприятий воспитателей и педагогов может оказаться непродуктивным. Важная задача взаимодействия воспитателей детского сада и педагогов школы - профилактика детской дезадаптации, предупреждение педагогических и психологических проблем, анализ полученных результатов совместной деятельности и достижение соглашения о наиболее плодотворных формах сотрудничества.
Таким образом, взаимодействие воспитателей детского сада и педагогов школы может способствовать созданию благополучной образовательной среды, где проблемы преемственности между ступенями образования будут решаться системно, а участники образовательного процесса смогут успешно учиться и развиваться.

С.МИНИЧ, младший научный сотрудник МИРО