Демонстрируют около 300 произведений из 24 музеев России, Украины, Беларуси и 10 частных коллекций (в том числе из собрания внучек: художника кино Ирины Шретер и профессора медицины Марии Титовой).
В экспозиции девять разделов, в которых отразился весь творческий путь мастера - от особого реализма, сочетавшего в себе аристократизм и фольклор, до утонченного модерна.
Вот работы еще студенческой поры. В Московском училище живописи, ваяния и зодчества ученик художника-критика Василия Перова начинает как жанрист, пробуждает сочувствие зрителя к бедам маленького человека, каков нелепый униженный чиновник на полотне «Домашний арест». А это портреты первой жены Марии Мартыновской, которую он пишет то в образе русской царевны, то Христовой невесты. Смерть Марии Ивановны от родов потрясла художника, но в то же время вывела его на новый творческий путь: он уходит от ученического подражательства на собственную неповторимую дорогу. Отныне его интересует не критическое отношение к людям, но поиск их души. «Любовь к Маше и потеря ее, - признавался Нестеров, - сделали меня художником, вложили в мое художество недостающее содержание, и чувство, и живую душу, словом, все то, что позднее ценили и ценят люди в моем искусстве».
Женская тема в его творчестве - разговор особый. Он создал великолепные портреты обеих своих жен Марии Ивановны и Екатерины Петровны и трех дочерей Ольги, Веры, Натальи - Нестеровских девушек, готовых к подвигу доброты и жертвенности.
Уже в советское время художник портретировал людей близких, равновеликих ему по значению в отечественной культуре, таких же духовных гигантов, каким был он сам: архитектора, своего друга и соратника Алексея Щусева, скульпторов-монументалистов Веру Мухину и Ивана Шадра. За портрет физиолога Ивана Павлова Нестерову была присуждена Сталинская премия. Благодаря благоволению вождя художнику удалось вызволить из ссылки в Джамбул старшую дочь Ольгу Михайловну, муж которой был репрессирован и расстрелян.
В экспозиции представлены эскизы к храмовым росписям во Владимирском соборе в Киеве, в церкви Александра Невского в Абастумане (Грузия), церкви Покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, Троицком соборе в Сумах (Украина), эскизы мозаик в храме Воскресения Христова в Санкт-Петербурге. Благодаря современным технологиям зритель будто переносится в далекие обители, получает возможность рассмотреть уникальные росписи в деталях.
Специально к юбилейной выставке отреставрированы знаменитые полотна «Юность преподобного Сергия» и «Голгофа», десятки лет хранившаяся в запасниках и экспонируемая впервые.