Рассматриваемое явление относится к одним из самых сложных в жизни человека и соответственно науках о нем. В краткой форме смысл жизни можно определить, как осознание человеком высокого значения самого факта своего существования в этом мире, его непреходящей ценности, своей предназначенности для бесспорно хорошего, высоконравственного дела. Само слово «смысл» (т.е. разумное основание, разум) выводит это понятие за рамки мелкого, глупого, корыстного, безнравственного. Рассуждая о смысле жизни, уместно помнить, что это - высокое понятие. Субъективно для самого человека смысл жизни воспринимать как оправдание ее, доказательство, что она не прошла зря.

Люди, которых незаслуженно называют «простыми» (т.е. люди простого труда, но отнюдь не простой жизни; таковых абсолютное большинство), редко философствуют, они, как правило, обретают смысл жизни в скромном, ответственном, честном исполнении долга труженика, семьянина, кормильца детей, стариков. Они чувствуют, что, отдавая себя, свои силы, нервы, дни своего краткого существования другим, проживают жизнь со смыслом, причем смыслом высоким. А если к тому же они люди верующие, тогда это их понимание подтверждается авторитетом Божьих заповедей, поучений святых отцов. Значительно чаще сомневаются, мучают себя различными вопросами, рефлектируют по поводу смысла жизни люди интеллектуального труда. Особенно если у некоторых из них повышенные требования к жизни, желание не только дать, но и получить (в качестве воздаяния за талант, гениальность, упорный творческий труд). Кто-то стремится к открытиям в науке, другие - к известности, славе, третьи - к власти, четвертые - к большому богатству и т.д. У многих из них смысл жизни замещается целью ее. Люди часто путают эти близкие по значению понятия. А это далеко не одно и то же. Цель конкретна, ее достижение выражается в определенном результате, часто материального свойства. Смысл жизни не столь конкретен, это процесс, это нечто длящееся. Например, - служение (Богу, Родине, семье, идее). Цель нейтральна, т.е. может быть как положительной, так и отрицательной, а смысл жизни трудно представить в виде, например, желания убивать как можно больше врагов или что-то в этом роде. И еще отличие смысла жизни от ее цели заключается в том, что в вопросе о смысле жизни решается, для чего сам человек может быть нужен, полезен (чему-то и кому-то), чему он может отдать всего себя, не думая о вознаграждении. А цель жизни чаще всего включает достижение (присвоение) чего-то, воздаяния за какие-то действия, даже самые почтенные. Цель может объективно обрести ранг смысла жизни в том случае, если она становится длящимся процессом, воспринимается человеком именно как высокий смысл жизни.

Часто можно слышать мнение, что смысл жизни человека заключается в достижении полного и нерушимого счастья. «Человек создан для счастья, как птица для полета» - эту несколько затрепанную фразу мы встречаем на каждом шагу. Действительно, стремление к счастью - одно из коренных свойств человеческой натуры. Нормальный человек стремится к счастью. Это стремление объективно. Другое дело - представление каждого конкретного человека о счастье (в словарях оно обозначается как состояние полного удовлетворения, успех, удача). Для одного человека - это способность понять тайну бытия, открытие закона природы, а для бродяжки Шуры Балаганова из романа «Золотой теленок» - несколько десятков рублей. Однако по отношению к счастью есть и другие мнения. Например, в дневниках поэта В.Жуковского есть замечание: «Счастье не цель жизни». А.Пушкин вторил этой мысли в поэтической форме: «На свете счастья нет, но есть покой и воля».

Некоторую путаницу в этот вопрос вносит активная ориентация россиян средствами массовой информации на западные ценности. Западное общество, с которого нам предлагается брать пример, - это общество потребления (каковым российское общество никогда не было и, по-видимому, не будет). В нем естественное желание человека быть счастливым возведено в культ: «Будь счастливым во что бы то ни стало!» (Читай: «Будь удачлив, имей успех!»). При этом счастье понимается прежде всего как материальное благополучие. Экономически многое способствует этому: высокая зарплата, возможность купить дорогие вещи в кредит и т.д. Все средства массовой информации дружно рекламируют стандарты внешнего облика - признаки успеха. В моде молодость и красота. Те, у кого непрезентабельная внешность, малый рост, морщины, седые волосы и лишние килограммы, чувствуют себя изгоями. Получается, что погоня за счастьем («Во что бы то ни стало!») делает многих людей несчастными. Они не выдерживают предложенной обществом гонки за призрачными стандартами, некоторые сходят с ума, велик уровень самоубийств. Подчеркнем: многие кончают жизнь самоубийством не от бедности, голода и болезней, а от несоответствия прокламируемым стандартам жизни. В нашем обществе ко всему этому двоякое отношение. Одни склонны закрывать глаза на эти «издержки благосостояния». Другие считают, что западное общество отнюдь не то, на чьи ценности нужно безоглядно менять наши обычные, спокойные представления о благополучной и достойной, но при этом достаточно скромной внешне жизни.

В вопросе о том, каким должен быть смысл жизни, вряд ли возможно добиться согласия.

Для эгоистов (гедонистов) смысл жизни в получении как можно большего числа удовольствий, по преимуществу физических.

Для бедняка смысл жизни в том, чтобы не умереть преждевременно от голода и холода.

Для верующего человека смысл жизни - в служении Богу, следовании его заповедям, спасении души.

Для людей, ставших на стезю художественного творчества, смысл жизни - в создании нетленных произведений, признании народа, славе.

Для людей с общественной «жилкой» смысл их бытия - в преобразовании общества, улучшении условий жизни окружающих людей.

Для людей, настроенных патриотически, смысл жизни - в служении Родине, укреплении государства, защите Отечества от недругов и т.д.

Каждый выбирает свой смысл жизни и свой путь. Ориентиром в этом человеку служат нравственные чувства, идеалы, вера в Бога, высшую справедливость. Следовательно, выбор жизненного пути и определение смысла жизни есть во многом результат нравственного выбора.

Нравственный выбор. Нравственный выбор - акт нравственной деятельности, нравственного поиска. Выражается в сознательном предпочтении определенной системы жизненных ценностей, линии поведения (для чего человек принимает моральное решение и старается обеспечить его реализацию). Нравственный выбор могут сделать (быть его субъектом) индивид, коллектив (группа) людей, общество в целом. Очень часто нравственный выбор индивида воплощает в себе существенные черты моральных предпочтений коллектива или всего общества (достаточно рассмотреть отношение к богатству в советском социалистическом и современном обществе). Особенно сложен, но и важен нравственный выбор в конфликтных ситуациях (человек - общество, человек - человек, человек - его совесть). В этих случаях возникает противостояние различных ценностей и норм. Выход из этого противостояния в цивилизованном гражданском обществе, уважающем религиозные постулаты, должен осуществляться на основе принципов справедливости, добра, ответственности, терпимости.

Вопросы:

1. Что такое смысл жизни?

2. Как соотносятся смысл и цель жизни?

3. Может ли счастье быть смыслом жизни?

4. Что такое нравственный выбор?

Проблемы и аспекты

1. Как связаны смысл жизни и социализация?

Смысл жизни, положительная направленность личности складываются не только благодаря нравственному выбору и другим самостоятельным усилиям человека. Он складывается в реальных условиях, как правило, несовершенного общества. Если общество, например, допускает в массовом масштабе антиобщественные средства и способы достижения людьми своих целей, то человеку трудно осуществлять истинно нравственные выборы; и наоборот, здоровое общество активно способствует развитию личности на положительной основе. Так вкратце можно обрисовать сложный процесс приобщения молодежи к условиям общественного бытия на основе бесспорных общественных ценностей, который называется социализацией.

Социализация в самом общем смысле этого понятия представляет собой приобщение человека (молодого прежде всего) к самостоятельной жизни в обществе с его требованиями, правилами, нормами. При этом человек выполняет одну из социальных ролей - ту, которую либо он сам выбрал, либо жизнь «предоставила» ему несмотря на его планы и желания. Если роль выбрана самим человеком, процесс социализации идет параллельно с обретением человеком смысла жизни. Социализация включает элементы как стихийного воздействия, так и целенаправленного влияния. Последнее чаще всего трактуется как воспитание. Его принято толковать как ведущее и определяющее начало социализации, как целенаправленное формирование личности.

Сейчас обстановка для гражданской социализации молодежи, с одной стороны, достаточно удобна, а с другой - негативна. «Удобство» обстановки заключается в «размораживании» политической жизни, ее оживлении, появлении свободы слова, информации, ассоциаций, собраний и т.д. В принципе сейчас можно при желании отыскать практически любую информацию, любые сведения, чаще всего в виде интерпретаций. Все это если и не обеспечивает условия для доброкачественной социализации учащихся, то, по крайней мере, и не сводит усилия в этом направлении к нулю. Но в потоке информации, которая обрушивается на молодые умы, немало вульгарного, аморального, невежественного, многое из которого молодые люди воспринимают с доверием к публично воспроизводимым текстам. В результате ведущими для некоторых юных душ становятся не лучшие образцы поведения, идей, целей и средств деятельности.

2. Почему термин «социализация» редко используется?

Термин «социализация» пока еще не приобрел широкого хождения в среде отечественных специалистов, может быть, по той причине, что существует синонимический ряд понятий, провести демаркационную линию между которыми вряд ли удастся в ближайшее время. Социализация как результат образовательных и широких средовых воздействий (в этом смысле точнее термин «социализированность», но он пока нечасто употребляется в научной и методической литературе) синонимична культуре, если последняя рассматривается в одном из своих конкретных аспектов (нравственная, художественная, бытовая, политическая, правовая и т.д.). Нередко используются понятия воспитанность, социальная зрелость, гражданственность, политико-правовая культура, политико-правовая активность и др. Предпочтение какого-либо из этих понятий во многом зависит от тех задач, которые ставит перед собой человек, работающий в гуманитарной сфере. В чисто прикладном аспекте практически все они в своей совокупности составляют тот обобщенный результат комплексных воздействий на развивающегося человека, который так желаем и так в то же время труднодостижим, если общество расколото и деградирует.

3. Каковы варианты социализации?

Существуют два основных варианта социализации - целенаправленный (институционализированный) и спонтанный. В целом эта интерпретация путей социализации достаточно продуктивна. Следует только уточнить, что содержание средств массовой информации, в частности (и в особенности) телевидения, с победой демократии стало настолько целенаправленным, что их можно со спокойной совестью считать сверхинституционализированными средствами воспитательного (пропагандистского) воздействия на все слои населения, включая и молодежь. Педагогика не властна там, где свои проблемы пытается решить высокая политика, она ограничивается тем вариантом (целенаправленным), в рамках которого еще что-то можно сделать в положительном воспитательном смысле.

Что еще почитать, обсудить: мнения, факты и т.д.

Человек по своей природе принадлежит к двум мирам - к Богу и к миру; его сердце есть точка скрещения двух этих сил. Он не может служить этим двум силам сразу и должен иметь только одного господина - Бога. Но Бог есть и Творец мира, и через Бога и в Боге оправдан и мир. Кто может отречься всецело от мира, от всего того в мире, что не согласуется с Богом и не божественно, и идти прямо к Богу - тот поступает праведно, кратчайшим и вернейшим, но и труднейшим путем обретает оправдание и смысл своей жизни. Так идут к Богу отшельники и святые. Но кому это не дано, у того другое предназначение: он вынужден идти к Богу и осуществлять смысл своей жизни сразу двумя путями: пытаться по мере сил неуклонно идти прямо к Богу и взращивать в себе Его силу, и вместе с тем идти к Нему через переработку и совершенствование мирских сил в себе и вокруг себя, через приспособление их всех к служению Богу (С.Франк, философ).

* * *

Рано или поздно каждого человека настигает вопрос: зачем я существую в этом мире? Вопрос мучительный, трагический, подчас страшный, но неизбывный. Потому и изобрели мы неисчислимые способы заглушить его в себе уйти от ответа. Помимо откровенного одурманивания себя, тут и развлечения разного рода, и зрелища, и «масскульт» в разных ее ипостасях, и политика, и погоня за наживою... И даже сам труд - вот парадокс - может стать для нас поводом отвлечься от непрошеных и назойливых дум, способом подменять работою рук работу ума. А уж всякая мозговая игра - самое соблазнительное подспорье в глушении сущностного (М.Дунаев, публицист).

* * *

Каждый должен что-то оставить после себя: сына, книгу или картину, выстроенный тобой дом, или хотя бы возведенную из кирпича стену, или сшитую тобой пару башмаков, или сад, посаженный твоими руками. Что-то, чего при жизни касались твои пальцы, в чем после смерти найдет прибежище твоя душа. Люди будут смотреть на взращенное тобой дерево или цветок, и в эту минуту ты будешь жив... (Р.Брэдбери, писатель-фантаст).

Задания

А) 1. Каким состояниям А.Пушкин противопоставил состояние счастья?

а) забытья;

б) покоя;

в) восторга;

г) радости;

д) воли.

2. Что из перечисленного ниже можно отнести к смыслу жизни, а что - к ее цели:

а) купить автомобиль;

б) побывать в Париже;

в) поставить детей на ноги;

г) стать великим поэтом;

д) посвятить свою жизнь добру;

е) выйти замуж за олигарха;

ж) найти клад и раздать его бедным;

з) бороться за торжество справедливости в стране и мире.

3. «Зачем я живу? Какова цель моего существования? Как я должен жить, чтобы мое существование наполнилось достойным содержанием?» Задавая себе эти вопросы, человек имеет в виду__________________ .

Б) 1. У знаменитого артиста и барда В.Высоцкого в ранней юности спросили, хочет ли он быть великим артистом. Высоцкий ответил убежденно: «Хочу и буду».

Как бы вы оценили позицию артиста с точки зрения смысла его жизни?

2. «Стремлению к счастью в наименьшей степени нужны идеальные права. Оно нуждается больше всего в материальных средствах» (Ф.Энгельс).

«Счастье выпадает тому, кто его не ждет» (японская пословица).

«...Все мы знаем счастливых дураков, тогда как столько умных людей несчастны» (Ж.Ламетри, философ).

Какие из этих высказываний представляются вам наиболее точно выражающими суть темы?

3. «Со счастьем дело обстоит, как с часами: чем проще механизм, тем реже он портится» (Н.Шамфор, моралист). Прокомментируйте этот иносказательный афоризм.

Темы рефератов, сообщений

1. «Каждому человеку судьбу создают его нравы» (античный афоризм).

2. «Счастье есть удовольствие без раскаяния» (Л.Толстой).

Словарь

Гедонист - от гедонизм: этический принцип, согласно которому высшими целью и мотивом поведения человека являются удовольствия, наслаждения.

Институционализированный - от институционализация: процесс придания общественным отношениям упорядоченного, организованного характера, завершающийся принятием определенных правовых документов и созданием соответствующих учреждений.

Ипостась - здесь: форма проявления, способ бытия.

Анатолий НИКИТИН, кандидат педагогических наук