ГИА и ЕГЭ - постоянная головная боль Рособрнадзора. С тех пор как школьник из Санкт-Петербурга летом 2007 года за день до экзамена вывесил в Интернете решенные варианты с ответами, число скандалов только множится. Так что отставка Муравьева удивлять не должна...
Все события, связанные с нарушениями в проведении единого госэкзамена, постоянно мониторит «Учительская газета». Более того, мы оказались первооткрывателями грустного факта - на ЕГЭ и ГИА списывают массово, тысячи выпускников, причем совершенно безнаказанно.
Первым тревогу забил наш автор математик из Санкт-Петербурга абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007» Дмитрий Гущин в 2011 году. 6 июня прошел экзамен, и уже на следующий день питерский математик объяснил в своей статье «Как списывали на ЕГЭ по математике» (http://www.ug.ru/news/1241), что, собственно, произошло. Педагог обнаружил в известной социальной сети ВКонтакте группу «САМОподготовка к ЕГЭ и ГИА» (http://vkontakte.ru/ege100 ballov), благодаря которой выпускники получали на мобильные телефоны ответы на задания. Вывод: «В результате беспринципности организаторов ЕГЭ в пунктах проведения экзамена, отсутствия элементарного контроля за событиями в социальных сетях и на сайтах, которые за секунды находятся в поисковых системах по запросу «купить ЕГЭ», в России был сорван национальный экзамен».
В 2012 году в своей статье «ЕГЭ и ГИА - Рособр... ПОЗОР!» (http://www.ug.ru/insight/239) Дмитрий Гущин написал: «Что же изменилось?» - спросите вы. Да ничего. Только цены немного выросли». Имелись в виду цены за правильные ответы на реальные вопросы ЕГЭ.
В материале «ЕГЭ и ГИА в России: списывают?» (http://ug.ru/article/364) Дмитрий Гущин рассказал: «В этом году особенно проявился масштаб списывания ГИА девятиклассниками. Все задания по всем предметам были выложены в Интернете еще в конце мая, за четыре дня до первого экзамена».
В 2013 году, несмотря на обещанные глушилки, масштабы списывания достигли своего апогея. Еще 24 мая, до начала ЕГЭ-2013, наша газета обратила внимание образовательных чиновников на сайты, где можно купить фальшивый документ об итоговой аттестации, и на то, что популярные соцсети по-прежнему торгуют правильными ответами (Ольга Максимович «В Сети открыто торгуют свидетельствами о результатах ЕГЭ по «лояльным» ценам», http://www.ug.ru/article/606).
«Боевые» действия открылись задолго до начала ЕГЭ. По сведениям Дмитрия Гущина, ответы на вопросы по всем предметам появлялись в Сети аккурат перед каждым экзаменом. Так, варианты по русскому языку стали доступны за сутки. Ну а затем... «Их разместило не менее 30 групп в социальной сети ВКонтакте. Их общая аудитория составляла более 700 тысяч человек», - сообщил Дмитрий Гущин (http://www.ug.ru/news/8082).
Тем, кто хочет представить общую картину происходящего третий год кошмара, рекомендуем статью Дмитрия Гущина «Хроники времен фальшивого ЕГЭ» («Учительская газета» №24 от 11 июня 2013 года).

«Сейчас выпускники школ сдают единый государственный экзамен. Считаю, что, пока идут экзамены, было бы некорректно обсуждать эту тему. Но в дальнейшем, когда сдача ЕГЭ завершится, я прошу Министерство образования вновь вернуться к этому вопросу, мы вчера с министром на этот счет говорили. Серьезно проанализировать нужно выявляющиеся проблемы и предложить пути их решения».
Владимир ПУТИН, Президент России, выступление на совещании по вопросам школьного образования 6 июня 2013 года


«Во время таких экзаменационных тестов иногда думаешь: жаль, что у нас в стране не один часовой пояс, как у некоторых крупных наших соседей, потому что на Дальнем Востоке сдали, все, естественно, выбросили в Сеть, после этого начинается списывание. Надо следить за этим. Я посмотрел, специалисты различных наших структур и исполнительных органов проверяют эту информацию. В общем, это достаточное основание, для того чтобы комиссия принимала решение об аннуляции результатов единого госэкзамена для лица, которое соответствующей работой занимается, потому что это не помощь, это вред. Об этом нужно помнить тем, кто организует проведение единого госэкзамена на местах, и вы следите, пожалуйста».
Дмитрий МЕДВЕДЕВ, Председатель Правительства РФ, на совещании с вице-премьерами 27 мая 2013 года


Решайте, кто придет


Любовь ДУХАНИНА
Президент образовательного холдинга «Наследник», член Общественной палаты РФ, заместитель председателя Комиссии по образованию и науке, член межкомиссионной рабочей группы по международной деятельности Общественной палаты, член межкомиссионной рабочей группы по организации экспертной деятельности Общественной палаты, доктор педагогических наук, кандидат исторических наук, профессор. Известна своими исследованиями в области изучения возможностей человека.
Убежденный и последовательный сторонник ЕГЭ.

Евгений СЕМЧЕНКО
Начальник Управления контроля и оценки качества образования Рособрнадзора, секретарь рабочей группы Минобрнауки РФ по обеспечению проведения информационной кампании по ЕГЭ, кандидат экономических наук. Автор исследований в области формирования системы оценки деятельности вузов в быстроменяющихся внешних экономических условиях. В течение нескольких последних лет отражал нападки общественности на Рособрнадзор по поводу злоупотреблений на госэкзамене. Не поддерживает идею ужесточения наказания для тех, кто попался на списывании.

Вячеслав БАШЕВ
Экс-министр образования и науки Красноярского края, математик, кандидат психологических наук, практический психолог, автор исследований в области психологии развития. Прошел путь от школьного психолога и директора школы до руководителя образовательного ведомства целого региона РФ. Известен как инициативный руководитель со своеобразной манерой общения с подчиненными. Способен к нестандартным вариантам решения проблем образования.

Дмитрий ГУЩИН
Учитель математики Петергофской гимназии императора Александра II, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2007», создатель очень успешного сайта, посвященного элементарной математике и подготовке к ЕГЭ. Автор серии разгромных публикаций, посвященных фальсификациям, происходящим во время сдачи госэкзамена в России. Ярый критик политики Минобрнауки РФ в целом и деятельности Рособрнадзора в частности. Имеет четкое представление о том, какой на самом деле должна быть образовательная политика в стране и чем должны заниматься контролирующие органы.

Вениамин КАГАНОВ
Заместитель министра образования и науки РФ, физик, кандидат экономических наук. В прошлом - инженер, секретарь ЦК Российского союза молодежи, директор Центра возрождения предпринимательства, ректор корпоративного университета «Норильский никель», ректор Академии менеджмента и рынка, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы. За 55 лет сделал весьма успешную карьеру и не намерен останавливаться на достигнутом. Способен решать образовательные проблемы максимально эффективным с точки зрения экономики способом.

«Иван Александрович Муравьев действительно заявление написал. Он сделал выводы из тех ошибок, которые были сделаны при подготовке к единому экзамену в этом году. Для нас сейчас самое важное - смотреть в будущее и вместе с новой командой, которая будет в Рособрнадзоре, сформировать такую систему оценивания знаний школьников, которая была бы честной, которая была бы открыта и которая была бы не подвержена внешнему воздействию, но вызывала бы доверие и со стороны школьников, и со стороны их родителей, и со стороны вузовского сообщества. Кандидаты на место Муравьева уже есть, однако на данный момент я не могу их озвучить».
Дмитрий ЛИВАНОВ, министр образования и науки РФ, 16 июля на Всероссийском форуме «Селигер-2013»


От редакции


В ближайшее время Рособрнадзор не только сменит руководителя, поменяются и его полномочия. Не из-за скандалов, а в связи с вступлением в силу нового Закона «Об образовании в РФ».
С 1 сентября ведомство осуществляет федеральный госнадзор в сфере образования за деятельностью организаций и органов, а не госнадзор за соблюдением ими законодательства в этой области. Признает образование или квалификацию, полученную в другой стране. Ведет мониторинг в системе образования, определяет минимальное количество баллов ЕГЭ, подтверждающее освоение школьной программы, организует формирование и ведение информационной системы госнадзора в сфере образования и некоторых федеральных информационных систем, среди них реестр сведений о документах об образовании или квалификации, документах об обучении, федеральный реестр апостилей и реестр организаций с госаккредитацией.
Все эти новые обязанности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки очень кстати в связи с острой ситуацией вокруг ЕГЭ. Полномочий этих вполне достаточно, чтобы наконец четко сформулировать комплекс мер по обеспечению действительно честных условий проведения единого госэкзамена и воплотить их в жизнь. О том, что надо делать, эксперты в сфере образования говорят давно. Например, в 2011 году наша газета предлагала пути решения проблемы (http://www.ug.ru/insight/46), но практически все эти идеи остались невостребованными. Не пора ли взяться за ум?