Ход урока

Мы продолжаем исследование большой и важной подтемы курса «Общества». Поэтому часть урока можно посвятить проверке и закреплению знаний о нации. Индивидуальную работу учащихся учитель поощряет цветными карточками. Организуется беседа по картине В.М.Васнецова «Богатыри». Кто изображен на картине? Героями каких литературных произведений, сказок и былин являются персонажи полотна В.Васнецова?

Какие черты русского национального характера они воплощают? Каких еще героев русских сказок и былин вы помните? Какие положительные черты национального характера в них воплощены?

Для проведения беседы можно также использовать и сказки других народов.

Вывод: читая сказки и легенды разных народов, мы учимся понимать их обычаи и характер, а это главное условие межнационального общения и взаимного уважения между людьми.

2. Учитель напоминает, что каждый принадлежит к какой-то нации или народности.

Вывод учителя: принадлежность к нации позволяет осознать принадлежность ко всему человеческому сообществу. Человек, вступая в общественную жизнь, осознает, что он не один и должен подчиняться определенным правилам.

Кто учит человека этим правилам? Учащиеся обычно называют родителей, членов семьи, бабушек и дедушек.

Ответы ребят позволяют формулировать тему урока.

3. Учитель обращает внимание детей на то, что когда-то семьи не было. Об этих временах пятиклассники должны сказать сами, вспомнив уроки истории.

Почему современные люди не представляют себе жизнь без семьи? Что она дает человеку? Что семья дает обществу?

Как правило, дети говорят о хороших семьях. Поэтому для создания проблемной ситуации на уроке ученикам предлагается прочитать письмо женщины из мест лишения свободы.

Вопросы к обсуждению письма: чем семья привлекла героиню вначале? Почему оттолкнула? Почему в конце письма женщина говорит: «Семьи больше не было?». Учитель выписывает на доске понятия «психологический климат семьи» и спрашивает, что оно означает. Из ответов пятиклассников формулируется определение: это стиль взаимоотношений в семье. Затем ставится вопрос: как менялся психологический климат в семье автора прочитанного письма? В заключение учитель предлагает классу показать, как влияют на психологический климат семьи проблемы, о которых говорится в пособии (Я.Соколов, стр. 49-50).

Глава семьи лишился работы; один из членов семьи начал сильно пить; ребенок перестал слушать родителей и попал под влияние дурной компании. Все эти ситуации проанализированы в учебнике. Учителю важно сравнить рассуждения детей и представления взрослых. Кроме того, выполняя это задание, пятиклассники учатся задумываться о последствиях своих же поступков, у них постепенно формируются основы правосознания.

Для закрепления изученного материала предлагается задание: прочитать рассказ «Не в велосипеде счастье» (стр.52) и выбрать из предложенных на доске слов те, которые лучше всего передают смысл прочитанного: любовь, счастье, богатство, достаток, жадность, зависть, обида.

Учитель, объясняя свой выбор, анализирует рассказ. Занятие завершается подсчетом полученных учениками карточек и выставлением оценок.

Домашнее задание

Если у вас в семье есть любимый уголок, где собирается семья, любимое общее дело, любимое общее блюдо, любимая телепередача или исполнитель, напишите об этом сочинение вместе с вашими близкими. Найдите фотографии ваших предков (прадедушек, прабабушек), узнайте, как их звали. Сможете ли вы установить всех своих прадедов (восемь человек)?

Ольга РАЗУМОВСКАЯ, учитель граждановедения, Тверь