Когда попадаешь в гимназию №1518, идешь по коридорам, заглядываешь в кабинеты, общаешься с учителями и детьми, то поневоле возникает ощущение причастности к высокому искусству. При чем здесь искусство, когда ты находишься в образовательном учреждении? А при том, что это высокое искусство - управлять коллективом педагогов и детей, которые на протяжении десятилетий умеют держать высокую планку качественных достижений. Творение №1518 - это своеобразный симфонический оркестр, где есть свои струнные, ударные, духовые, где каждый день совершается таинство созидания музыки становления и роста личности ученика, общения с учителем, анализа результатов и достижений. Школа - тонкий организм, где все эти звучания выстроены четко и весьма определенно. Вот вступает нежная скрипка детского сада, вот заливисто звучит виолончель начальной школы, вот призывно издалека вступают трубы и валторны средней школы, откуда ни возьмись взмывают ввысь литавры старшей школы. А еще слышны отзвуки кларнета и валторны, колокольчиков и бубнов, контрабаса и барабанов, сплошь переплетающиеся в бытийной гармонии жизни школы, которая состоит из уроков и перемен, педсоветов и родительских собраний, сплошной отчетности и школьных праздников. И все это симфоническая музыка гимназии №1518, которой искусно управляет талантливый дирижер - красивая энергичная женщина, умный учитель и мудрый директор Марина Фирсова. Впрочем, педагогический коллектив гимназии похож и на хор, в котором важен каждый голос, а в целом получается очень интересное коллективное звучание. Кстати, в детстве директор 1518-й пела в знаменитом хоре Георгия Струве, может, оттуда родом ее дирижерские качества?
Марина Михайловна - опытный, современный руководитель, успешно соединяющий в своей деятельности научную работу по определению новых направлений, технологий и содержания гимназического образования с практическим применением в организации образовательного процесса в гимназии. Основные черты управленческой деятельности Фирсовой - системность, научный анализ и индивидуальный подход к каждому члену педагогического коллектива. Не случайно к ней ездят за опытом директора школ практически из всех регионов России.
Марине Михайловне удалось за годы работы создать коллектив единомышленников, успешно решающих педагогические задачи повышенной сложности. Это обучение и воспитание учащихся, способных к активному интеллектуальному труду, формирование широкообразованной конкурентоспособной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях знаний. Подтверждением тому стали победы во Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России» (2004 год); конкурсе общеобразовательных школ, реализующих инновационные образовательные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2006, 2007 годы). Гимназия №1518 - участник реализации московского проекта «Строим школу будущего», с 2010 года она работает как ресурсный центр для системы образования Москвы по модулю «Управление качеством образования». То есть совсем не случайно в 2011 и 2012 годах гимназия дважды становилась лауреатом гранта мэра Москвы в области образования за высокие результаты образовательной деятельности по итогам учебных годов.
Миссия гимназии - подготовка конкурентоспособных выпускников, способных и готовых к успешной жизнедеятельности в условиях инновационной экономики в динамичном, быстроменяющемся обществе. Один из основных показателей конкурентоспособности выпускников - нравственно-ценностное отношение к себе, городу, стране и ко всем видам ресурсов, которыми мы обладаем. Одним из показателей результативности деятельности гимназии по достижению обозначенной миссии стало то, что ежегодно из 100% поступивших в вузы выпускников гимназии около 20% становятся студентами как победители различных конкурсов и Всероссийской олимпиады школьников. Особенно важно то, что выпускники гимназии - успешные студенты, активно участвующие в научной и общественной жизни вузов.
Основные субъекты системы подготовки конкурентоспособных выпускников - педагогические работники гимназии, которых также отличает высокая конкурентоспособность. Именно повышение педагогического мастерства учителей гимназии было заявлено одной из главных проектных идей программы развития «Гимназия №1518 - пространство роста всех, кто учится и учит». В рамках реализации основных идей программы в гимназии были созданы и успешно продолжают развиваться новые научно-организационные структуры, помогающие включать учителей в деятельностное освоение новых профессиональных компетенций. Научно-методическое объединение учителей гимназии «IT-академия учителей» позволило всем сотрудникам гимназии не только успешно освоить современные образовательные технологии, но и стать тьюторами, сопровождающими обучение учителей других образовательных учреждениях города и Российской Федерации. Учителя гимназии успешно участвуют в различных профессиональных конкурсах, убедительно демонстрируя высокую конкурентоспособность в решении актуальных задач самого высокого уровня сложности.
Программа развития «Гимназия - эффективное образовательное учреждение» была принята в 2011 году и стала планом создания такого учреждения. В рамках реализации программы развития коллектив гимназии приступил к разработке и апробации проектов «Энергоэффективный учебный кабинет» и «Инновационное ресурсосбережение в гимназии». Технологическая основа гимназического образовательного процесса - эффективное использование всех видов ресурсов. Локальная сеть гимназии, современное интерактивное оборудование, свободный выход в Интернет, системные инсталляции образовательного пространства позволили создать и дальше развивать открытую информационно-образовательную среду гимназии, повышающую эффективность деятельности всей гимназии. С 1 июля 2011 года гимназия - участник реализации пилотного проекта по развитию общего образования в Москве.
Конечно, во главе всех этих непростых процессов развития гимназии всегда стоит Марина Михайловна. Она автор более 50 печатных работ, в том числе монографий, в которых научно обобщен опыт работы гимназии по экономическому образованию учащихся, а также по отработке содержания гимназического образования. В 2005 году Марина Фирсова защитила докторскую диссертацию по теме «Развитие современного гимназического образования в России». Опыт ее работы многократно был представлен в Москве, в России, за рубежом. Несмотря на плотный рабочий график, Марина Михайловна находит время и силы для общественной работы во Всероссийском педагогическом собрании, в Ассоциации лучших школ России, несколько лет успешно работала депутатом муниципального собрания района Останкино. Можно не сомневаться, что все дела, за которые берется Марина Михайловна, всегда будут выполнены только на «отлично».
Громада дел и достижений гимназии №1518 слышна в ежедневной симфонии школьной жизни, общественного мнения родителей, которые неизменно хотели бы, чтобы их дети учились именно здесь. Звенит звонок. Коридоры гимназии затихают. В учебных кабинетах оживает пространство обучающего диалога учителя и учеников. А мы задаем изумленные вопросы дирижеру: «Как же вам удается управлять таким сложным оркестром, как гимназия №1518? Как же удается удерживать планку высокого качества работы?» Марина Михайловна улыбкой реагирует на наши сравнительные метафоры, а затем серьезно отвечает: «Говорят, что «Москва слезам не верит» - и это так. Но не потому, что она жестока, а потому, что везет здесь тому, кто «сам везет», тому, кто готов трудиться и двигаться вперед. И я старалась, чтобы все ускоряющийся ритм города стал ритмом моей жизни».
И все-таки ритм - это категория музыки, а симфония - категория качества. Звучит в Москве симфония качества. Идите и слушайте ее на проспекте Мира.