Об этом передовые учителя, ученые-обществоведы, социологи, философы, политологи мечтают более 10 лет. «Круглый стол» в Госдуме был весьма представителен. Кроме москвичей сюда были приглашены руководители и специалисты органов образования субъектов РФ, преподаватели вузов, руководители международных неправительственных организаций по гражданскому образованию.

Тон разговору постаралась задать руководитель Межрегионального центра гражданского образования Татьяна Болотина. Она выступила с небольшим докладом, в котором, кроме перечисления того, что уже удалось сделать, говорилось главным образом о том, какие задачи стоят перед школой сегодня. Она особо подчеркнула, что гражданское образование - одно из важнейших звеньев школьного обучения. Уровень развития общества определяется теми знаниями, теми умениями, которые получают выпускники за годы учебы, насколько свойственны им уважение к правам человека, толерантное отношение к окружающим.

К сожалению, в настоящее время нам не хватает демократической культуры, политической культуры, большая часть населения, особенно молодые люди, равнодушны к тому, что происходит в стране, пассивны как избиратели. И такое положение становится угрозой национальной (государственной) безопасности. Молодой человек, выходя из стен школы, должен иметь ясное представление о правах и свободах, уважать свою историю, быть ответственным за свои права и поступки, не признавать насилие как способ решения любых конфликтов.

- Одна из насущных задач сегодня, - считает Татьяна Владимировна, - формирование системы непрерывного гражданского образования на протяжении всей жизни человека. Оно провозглашено общей целью по всей Европе, включается в стратегию национального развития стран Евросоюза. На это выделяются дополнительные финансовые ресурсы. Об этом говорится в документах Совета Европы. 2005 год объявлен годом гражданственности через образование.

За 15 лет в нашей стране накоплен определенный опыт. Министерство образования наконец-то признало его важность. Однако во многих областях и республиках по-прежнему остается региональным компонентом. Иными словами, существование гражданского образования зависит от воли местной власти. Есть в стране территории, где преподавание этих предметов в качестве регионального компонента приносит весьма заметные результаты. Это Самара, Брянск, Красноярск, Калуга и другие.

Многим учителям граждановедения, права, обществознания хорошо известен курс «Мой выбор». О месте курса в гражданском воспитании молодежи, о возможности с его помощью воспитания у учащихся свободы выбора и личной ответственности за этот выбор рассказал координатор этой программы Юрий Масюк. Он отметил, что курс с успехом используют в 32 регионах России. Благодаря совершенным педагогическим технологиям его можно применять как на уроках гражданско-правовых дисциплин, так и на классных часах, а также в работе с трудными подростками и даже с рабочей молодежью. По мнению самих учителей, он способствует союзу учителя и ученика, когда они как равноправные партнеры исследуют волнующую их жизненную проблему. На таких уроках ребята учатся моделировать различные ситуации.

Сегодня программа продолжает развиваться. Разрабатывается новый учебник.

Учитель граждановедения из Брянска, победитель конкурса «Учитель года-2002» Татьяна Сидорова преподавала «Мой выбор» несколько лет и благодаря ему победила в этом конкурсе. Выступая на «круглом столе», она отметила, что методика курса отличается гибкостью, поэтому он легко встраивается в образовательный процесс многих общественных предметов. Помогает ребенку овладеть навыками самостоятельно. В Брянской области курс получил поддержку региональных руководителей, и потому многие учителя областного центра и сельские школы используют его на уроках и во внеурочной деятельности.

В выступлении кандидата политологических наук Александра Сунгурова прозвучало сожаление о том, что государственной политики в области гражданского образования у нас до сих пор нет. Он поддержал идею о необходимости создания непрерывной системы его, отметив, что нынешний «круглый стол» - верный шаг на пути к решению этой проблемы.

Первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», исполнительный директор Межрегиональной ассоциации «За гражданское образование» Ирина Димова тоже считает, что «круглый стол» может стать основой для дальнейшего развития того, что было уже наработано с депутатами предыдущего созыва. Ирина Георгиевна подчеркнула, что многие проблемы гражданского образования без государственной поддержки не решить. «Учительская газета» взяла на себя обязанность освещать эти проблемы и таким образом позитивно влиять на задачи, стоящие перед учительством. Однако мы не видим четкой позиции со стороны Министерства образования и науки.

Наталия Воскресенская, кандидат педагогических наук, вице-президент ассоциации «За гражданское образование» заметила, что на «круглом столе» произошла довольно успешная презентация курса «Мой выбор», и выразила надежду, что в дальнейшем такие презентации будут продолжены. Она рассказала о совместном российско-канадском проекте, благодаря которому появился курс «Дух демократии», который ставил задачу формирования гражданского сознания у учащихся. Он воспитывает гражданское участие, гражданскую ответственность и толерантность.

Евгений Беляков, возглавляющий Российско-американское партнерство «СИВИТАС», как бы обобщая уже сказанное, сделал вывод о том, что сегодня существует конфликт между той школой, которая есть, и той, которая нужна. К сожалению, на занятиях общественных дисциплин учащиеся по-прежнему не получают жизненно важных умений, навыков, либеральные ценности не становятся их убеждением. Все это может дать только демократическая школа. А для этого нужна новая система подготовки кадров. Детей нужно учить принимать решения, ориентироваться на участие в социальном проектировании. Нужна также новая система оценок, которая будет способствовать развитию критического мышления.

Интересным опытом по реализации Всероссийской акции «Я - гражданин» поделилась представительница из Вологды. Победителем областного конкурса стал мальчик из глухого села, который писал о том, что благодаря участию в нем он ощутил себя не только гражданином своего села, но и гражданином России.

Начальник информационно-аналитического отдела Калужского департамента образования Петр Симаненко считает, что государственная политика в области гражданского образования отражена и в Конституции РФ и в Законе «Об образовании» и ряде других документов. Однако не разработан механизм реализации поставленных в них задач. Сам он понимает ее так: развивать гражданское образование, начиная с детского сада и продолжая тогда, когда ученик стал взрослым. Петр Симоненко предложил на следующей такой встрече в Государственной Думе обсудить государственную программу гражданского образования: необходимо, чтобы на всех уровнях государственной власти осознали важность гражданского образования как одного из условий гражданской безопасности.

Анна Ивонина, заведующая отделом Рязанского института усовершенствования учителей, рассказала, как учителя области используют различные программы, курсы, в том числе «Мой выбор», «Дух демократии». Участие в этих и других программах помогает педагогам воспитывать у детей чувство собственного достоинства, уметь свободно выбирать. Она тоже высказала мысль о том, что нужна специальная государственная программа по гражданскому образованию.

Выступивший на «круглом столе» депутат Государственной Думы Василий Тарасюк говорил об обездоленных детях, детях-сиротах, которые не могут реализовать свои права, потому что бывают лишены самого необходимого, а попросту выброшены на улицу после окончания школы. Вот почему так необходимо сегодня всех детей готовить к жизни в условиях рыночной экономики, научить их защищать свои права.

Участники «круглого стола» получили проект государственной программы «Гражданское образование в Российской Федерации на 2005-2010 годы». В ней, в частности, говорится: программа «способствует полному и всестороннему развитию человеческой личности, воспитанию людей в духе демократических ценностей, выработке и реализации способностей каждого к активному и ответственному участию в жизни общества и государства, формированию высокого уровня правовой, политической культуры и культуры прав человека у населения страны».

Конечно, эту программу, содержащую довольно ясные цели и задачи, следует обсудить не только на очередном «круглом столе» с более широким кругом его участников, но и среди основной массы педагогов, имеющих отношение к воспитанию гражданина.