Когда пилотный проект только начинался, нас пытались остановить, нам говорили, что сначала надо все подготовить от начала до конца, а потом стартовать, нам давали множество советов, нас пытались остановить перечислением всех опасений и рисков. Могу сказать, что если бы командующие армиями выслушивали  все советы и всегда следовали советам тех, кто говорит о неготовности того или другого, то ни одно наступление никогда не началось бы.  Стопроцентной готовности нет и не может быть  по определению,  желательно, чтобы готовность того или иного дела была просто максимально возможной. Поэтому если мы видим, что  направление движения, в общем,  верное, то не надо оттягивать его начало, нужно начинать, поддерживать, создавать условия, в том числе и во время движения.
Надо признаться себе: если бы не пилотный проект, если бы не переход на личностно-нормативное  финансирование, когда  школа стала не только  этически, но и финансово заинтересована в каждом ученике, в каждом воспитаннике детского сада,  то, искренне считаю,  мы имели бы другую, просто ужасную картину давления численности детей на   одни школы и пустоты в других школах.  Все территории в Москве изумительны с точки зрения возможностей системы образования, просто мы, к сожалению,  пока еще это не ценим.
Пилотный проект помог повысить зарплату учителей. Однако средняя зарплата никогда не была критерием чего-либо. Она  характеристика профессии учителя в Москве.   Поэтому мы размещаем информацию о  средней зарплате учителей на сайте школ, на сайтах окружных управлений образования, на сайте Департамента образования,  информацию о средней зарплате учителей Москвы в 2012 году и в I квартале 2013 года напечатала «УГ-Москва». Каждый учитель теперь может узнать, сколько денег получают его коллеги в разных столичных школах.  
Естественно, сегодня нам хочется оценить качество работы школы  и педагогов в новой ситуации, которую создает пилотный проект по развитию образования, оценить   результаты его реализации. Но нужно принимать во внимание то, насколько инерционна система образования, насколько   учебно-воспитательные результаты отдалены  от каких-то структурных и иных изменений. Нужно  понимать, что сегодня говорить о результатах пилотного проекта несколько самонадеянно и  даже наивно. Можно говорить о том, что пилотный проект  обеспечил, на мой взгляд (и есть объективные  показатели, подтверждающие это), активное движение к созданию в каждой школе   разнообразных возможностей для массового качественного образования. Можно говорить, что  уже получены какие-то самые первые, а значит, признаемся, самые легкие учебные и  воспитательные результаты. Да, все измеряемые показатели деятельности  столичной системы образования в самом деле выше, чем были два года назад, но при этом нужно четко понимать, что это уже  не одномерные,   но максимум двухмерные результаты. Об этих результатах нельзя пока сказать, что  они многомерные. Поэтому сегодня задача системы состоит в том, чтобы  перенести многообразие новых возможностей на многообразие новых результатов, причем  результатов каждого школьника, а не школы.
Должен признаться, что некоторое время назад  я дал соответствующее поручение продумать  возможности  если не измерения, то по крайней мере максимально возможных  объективных оценок работы школ. Пусть  это будут экспертные оценки,  оценки общества, специалистов, родителей, самих учеников, второкурсников вузов, которые еще многое помнят о школе, но уже не боятся высказывать свое мнение, а потому дают объективные оценки того, что они получили от школы.  При этом сегодня  готовятся предложения по тому, как   это все может быть  оценено, как это может быть учтено в рейтинге школ. Пока  мы имеем не просто рейтинг школ, а, точнее, рейтинг вклада школ Москвы в обеспечение москвичам  академических знаний высокого уровня. Нельзя сказать, что какая-то школа, занявшая место в этом рейтинге выше других, лучше тех, кто ниже. Это означает только то, что  ее вклад в обеспечение  академических знаний и учебных результатов значительнее, чем у других школ. Мы считаем, что как минимум должны  иметь четыре  блока показателей для оценки результатов: интеллектуальное и социальное развитие,  культурно-эстетическое  и физическое развитие наших школьников. При этом, на мой взгляд, эти четыре основных направления  должны сегодня также учитывать в качестве  оценки многообразия результатов  каждого  школьника, которые он  достигает в школе.
Наверное, было бы методически неправильно (скажу как учитель), если бы все эти задачи  мы поставили два года назад. Поэтому сегодня мы начали составление рейтинга с простейшей системы координат, постепенно  мы его дополняем, теперь наша задача  - перейти к многомерному  образовательному, социальному пространству, в котором живут наши школьники.
На будущий год мы разрабатываем   новые критерии рейтинга, мы стараемся обеспечить  конкуренцию не только на нижнем и среднем уровнях, что помогло резко уменьшить  количество школ, которые не дают ощутимых результатов,   но и  вывести конкуренцию на верхние   уровни качества. Ровно для этого  сейчас  мы запускаем проект по  созданию университетских лицеев, которые, я  уверен,  подтолкнут наши лучшие школы  к  тому, что у них появятся очень сильные конкуренты. У нас уже прошла встреча с ректорами многих университетов Москвы, все они считают наш проект важным и  интересным.
При этом  есть вещь, о которой мы стесняемся говорить: все  предпринимаемые нами  меры очень хороши, но ничего не будет  реально меняться к лучшему в массовом качественном образовании, если каждую школу не коснется такое понятие,  как внутришкольный, или собственный   школьный, контроль. Такой контроль уже можно осуществлять не только внутри школы, а с помощью тех же московских диагностик  Московского центра качества образования, с этим нет никаких проблем. Но  если раньше директор школы осуществлял этот внутришкольный контроль, потому что  роно или окружное управление образования велело это делать, то сегодня  мы возвращаемся к теме собственного  школьного контроля  как к фактору повышения конкурентоспособности школы.  Если в школе не будет налажен хороший  собственный контроль и   по условиям, и по оценкам, и по предварительным результатам, то никогда   школа не выиграет в конкуренции за ученика, а это сейчас становится основой повышения качества образования в Москве в любом случае. Поэтому я думаю, что все это следующие этапы развития,  и далеко не последние.

Мнение по поводу

Сергей СОБЯНИН, и. о. мэра Москвы:
- И школа, и учитель должны быть заинтересованы в учащемся, в количестве учебных часов, учеников и качестве преподавания. Если и школа в этом заинтересована, и учитель в этом заинтересован, то, несомненно, повысится качество образования, изменится отношение к самому ученику. Учитель, конечно, должен получать заработную плату в привязке к реальным объемам труда, к тому, сколько и как он работает, количеству труда и качеству преподавания.  Мы  хотим, чтобы в  каждой школе был составлен свой индивидуальный проект по улучшению качества образования, организации учебного процесса. Очень важно, чтобы эти процессы не были формальными, не вылились в банальное увеличение финансирования, после которого ни учителя, ни ученики ничего не почувствуют.   Надеюсь, что в результате реализации пилотного проекта мы выйдем все-таки на другой уровень, подтянем качество образования, сделаем еще  один шаг вперед.