Времена не выбирают... Времена всегда сложные. Оттепель после сталинских репрессий, застой с последующей перестройкой, дикий капитализм рука об руку с демократизацией, форсированное формирование общества потребления. И все это выпало на одну жизнь. А уж сколько нововведений и реформ в системе образования... Но как же повезло ученикам и учителям челябинской школы №1, а позднее московской 825-й школы! Повезло с директором. Владимир Абрамович Караковский создал удивительную атмосферу творчества в этих школах и для тех, кто учится, и для тех, кто учит.
Можно сколько угодно говорить красивые слова о воспитании, патриотизме, духовности и культуре, индивидуальном подходе к каждому учащемуся, забывая при этом, что слово очень часто расходится с тем, что видит и ощущает этот самый учащийся. Так вот у Владимира Абрамовича всё и всегда по правде. Если главная ценность - человек, то для него и ради него, пусть этот человек и маленький пока еще, все и делается. Если патриотизм, то это не абстракция какая-то, а формирование сопричастности тому, что происходит в твоей стране, пронизанные любовью дела ей во благо. Если духовность, то это следование самым высоким нравственным идеалам. И совершенно не случайно венчал у нас всегда учебный год Праздник чести школы. В актовом зале говорили замечательные слова о тех, кто внес ощутимый вклад в жизнь школы, вручали им грамоты и книги с дарственной надписью и печатью школы.
Я говорю «нас», потому что выпускница челябинской школы №1 (выпуск 1972 года). В то застойное для страны время жизнь в нашей школе была отнюдь не застойной, а весьма кипучей и творческой. Мы азартно готовились к общешкольным делам (Праздник песни, Фестиваль народов), проводили коммунарские сборы, вахты труда со сбором макулатуры и металлолома, выступали на концертах в больницах и в доме престарелых, помогали чем могли в библиотеке, на стройках и заводах. Какой уж тут застой, успеть бы сделать все, что запланировано! Кстати, о планировании. Советы дела создавали как раз для того, чтобы собрать всю необходимую информацию, распределить по народу ответственность за то или иное, установить сроки выполнения поставленных перед каждым задач, а уж после этого мы шли к классному руководителю получать одобрение или какой-нибудь дельный совет. Скажете, быть того не может? Привыкли, что все сверху спускают по цепочке: город - район - директор школы - классный руководитель, а тот запрягает подведомственный класс? Так вот, у нас было настоящее, а не формальное самоуправление. Отношения между учителями и ребятами строились на прочном фундаменте ответственности и доверия и, конечно же, взаимного уважения.
Тогда я просто жила и воспринимала эту школьную жизнь как счастье. А когда стала студенткой педагогического вуза и на истории педагогики ознакомилась с разными системами воспитания, впервые задумалась о системе Владимира Абрамовича. Гуманистическая система - несомненно. Но что-то есть еще особенное у него. Почему так интересно учиться в его школе?
Принято считать, что хорошие знания, полученные в школе, помогут в дальнейшей жизни. Главное - хорошо подготовить подрастающее поколение к этой жизни. А ведь десять лет, проведенных в стенах школы, - это тоже жизнь, получение образования - это всего лишь часть школьной жизни. Уроки ради уроков: послушал новый материал, сделал домашнюю работу, вызубрил, ответил, написал, сдал? Правда, скучно выглядит? Конечно, есть еще кружки и спорт, экскурсии и всякие мероприятия воспитывающего характера, но тоже как-то скучновато звучит, казенно.
В школах Владимира Абрамовича не пахло и не пахнет такой казенщиной. Ребята просто живут, а не готовятся к будущей успешной жизни, учителя не просто дают знания, а живут вместе с ребятами интересной и творческой жизнью, потому и отношения между ними строят на основе «человек не меньше человека, в этой теме важен верный тон». Это товарищество без панибратства, уважение и принятие, любовь и понимание, простор для роста личности и самовыражения, отсутствие принуждения и свобода выбора.
Не хочу препарировать эту жизнь здесь и сейчас на методические составляющие. В своих книгах и статьях Владимир Абрамович сам прекрасно раскладывает по полочкам всю свою педагогическую кухню - не ленись, читай, думай, учись, применяй на практике. В свое время он и сам многое почерпнул из методики коллективных дел Иванова. Это отсюда пошли коммунарские сборы в нашей школе - три дня интенсивного, яркого, творческого бытия по самым справедливым законам, с самым настоящим самоуправлением и самоанализом, с рождением дружбы между ребятами разных возрастов, с таким ощущением крыльев за спиной, когда ты сам удивляешься: «О! А я и не знал, что это могу!»
Сейчас в очередной раз занялись реформированием системы образования: укрупнением ЕГЭ, стандартами в образовании, что, конечно, вещь полезная, решили вплотную заняться воспитанием патриотизма, да и вообще воспитанием детей и молодежи. Но только у меня возникает вопрос: кто будет разрабатывать стандарты по воспитанию патриотизма и духовности? Каким образом все это будет внедряться, кого захотят получить на выходе после этого воспитания? А ведь есть школы, где этот процесс не прекращался и не прекращается ни на минуту. Он просто неотъемлемая часть школьной жизни. К таким школам относится 825-я московская школа, где, несмотря ни на что, удается образовывать и воспитывать достойных, думающих и культурных людей.
Мне нравится формула успеха, сформулированная и принятая педагогическим коллективом школы Владимира Абрамовича, где очень мудро подмечено: «Без воспитания нет Человека, без Человека нет Народа».

Ирина МОРЕВА, ученица Владимира Караковского