1. Оргмомент (пожелание ученикам на уроке успеха, прочного усвоения нового материала и закрепления уже пройденного).

Обращаю внимание на гостей, присутствующих на уроке, и предлагаю составить карту «Страны Экономика», разрешаю пользоваться штурманским дневником - ученической тетрадью (на доске лист ватмана с изображением долин, дорог, ущелья без названия, рядом - необходимые названия). 1-й этап - начало нашего путешествия - автодом «Экос».

Вопрос: почему у автодома такое название? (в честь слова «экономика», в переводе с греческого «экос» - хозяйство, изучением вопросов которого занимается наука экономика).

Какой девиз в стране Экономика? Объясните его смысл?

«Ничего не дается даром»

(Для того чтобы что-то иметь, человек должен трудиться, что-то делать; на карту помещаем девиз страны Экономика).

Что человеку нужно для жизни?

Нужды и потребности человека:

1. Еда, вода.

2. Жилье.

3. Одежда.

4. Семья, общение.

5. Работа.

6. Деньги, законы.

Выехали на шоссе экономических интересов (что мы называем экономическими интересами?).

«Экономические интересы - это то, что заставляет людей работать вместе, чтобы всем можно было выжить. Хотя интересы эти могут быть противоположными у разных людей, но чтобы человечество могло жить, приходится договариваться». (прикрепляем на доске).

На каком примере мы это рассматривали? (пример изготовления мороженого). Ехали мы по шоссе и встретились нам два указателя. Какие, и что обозначал каждый из них? (натуральное и товарное хозяйство).

«Натуральное хозяйство - это когда все, что нужно для жизни, приходиться делать самому. А выменять что-то еще удается редко и с трудом».

«Товарное хозяйство - это когда человек занимается одним видом деятельности с целью последующего обмена или продажи изготовленных предметов».

Скажите, пожалуйста, какое хозяйство считалось бы эффективным? А сохранились ли элементы натурального хозяйства в наше время?

Мы с вами оказались перед развилкой трех дорог. Вспоминаете, каких? (шоссе свободного рынка, шоссе единого плана, шоссе экономических регуляторов). Давайте очень кратко вспомним.

Шоссе свободного рынка: каждый производит, какие хочет и сколько хочет товаров, нет никаких ограничений или указателей. Самая неприятная ситуация - кризис перепроизводства и «принцип домино».

«Принцип домино» - это значит, что в экономике все друг от друга сильно зависят, и если кто-то разоряется, то страдает не только он, но и те, кто с ним связан по работе».

Шоссе единого плана - пытались просчитать, какое количество и какие товары понадобятся людям в течение ближайших лет? Какой ученый экономист считал, что это возможно? (Карл Родбертус). А какой отрицал? (Фридрих Энгельс). Ваше мнение.

Шоссе экономических регуляторов (что мы называем экономическими регуляторами?)

«Экономические регуляторы - это способы, с помощью которых можно управлять поведением людей, облегчая или затрудняя им путь к личному богатству».

Какие способы мы знаем?

2-й этап урока.

Первый этап заполнения карты завершен, и мы с вами оказались у ущелья рыночного равновесия. Посмотрите, какие интересные холмы изображены здесь (холм спроса и предложения, с помощью рисунка показать изменение спроса и предложения и самый главный показатель данных изменений - это цена).

«Спрос - это то, сколько покупателей будут приобретать нужные им товары при разных ценах на рынке».

«Предложение - это то, сколько продавцы будут на рынок этих товаров приносить, если цены будут на них выше или ниже».

От чего зависит увеличение или уменьшение спроса или предложения (главный фактор - цена)?

Если каких-то товаров очень мало, а желающих их приобрести очень много - что в данном случае наступает? (дефицит).

«Дефицит - это когда спрос больше предложения, а значит, людям приходится искать нужную вещь в магазинах, или переплачивать за нее, потому что сразу поднимается цена».

А что всегда будет дефицитом? (антикварные вещи).

Какой раздел экономики помогает определить, какие товары и необходимое их количество товаров, которое нужно производить? (маркетинг).

«Маркетинг - это такой способ ведения дел, когда выпускаются только те товары, которые точно будут проданы и которые выгодно делать по той цене, которую могут уплатить покупатели».

Оля и ее папа приняли участие в автогонках, где встретились с очень сильными соперниками.

Какое название было у этих автогонок? (конкурентные автогонки, их соперники - конкуренты).

«Конкуренты борются за то, чтобы продать покупателям как можно больше своих товаров и заработать на этом побольше денег. Ради этого им приходится все время придумывать что-то новенькое, а это полезно в конце концов для всех. Борьба между производителями одинаковых товаров называется конкуренцией».

Тот, кто побеждал в конкурентной борьбе, становится монополистом.

«Монополист - это тот, кто сумел захватить большую часть рынка, где продаются его товары. Быть монополистом выгодно, но для остальных людей монополисты вредны, и их монополию надо ограничивать» (работа с картой).

Посмотрите, ребята, далее от нашей дороги идет несколько дорог, но что-то они очень темного цвета. Что хотели изобразить здесь, на что обратить внимание? (зона теневой экономики, спекулянты).

«Теневая экономика - это когда люди зарабатывают деньги на том, что запрещено, или когда нарушают закон о том, что часть дохода надо отдавать на нужды страны».

«Спекулянты - это люди, которые что-то продают, нарушая закон».

Чем опасны такие рынки для покупателей?

Оказывает ли теневая экономика положительное влияние на экономику любой страны? Если нет, то чем она опасна? Как может правительство бороться с теневой экономикой и спекулянтами?

3-й этап урока - новый материал

Запись в тетради числа и темы урока: товарооборот, товарные скидки. «Путешествие по городу Купцовск».

Даю обозначение слову «купец»:

«Купец - богатый торговец, владелец торгового предприятия»

Ставлю перед учениками проблемный вопрос, на который они должны ответить после ознакомления с материалом учебника и обсуждением прочитанного: «Соответствует ли значение слова жизнедеятельности данного города?»

Читаем описание города - стр.84, учебник И.Липсица, «Удивительные приключения в стране Экономика».

Что происходило на улицах города (читает учитель стр.85-86), обсуждение:

Какой новый экономический термин вы встретили?

«Коммерция - так называется то, чем занимаются торговцы. Они покупают товар на фабриках и заводах и продают его, чтобы часть вырученных денег взять себе в доход, а остальные вложить в дело для приобретения новых товаров».

Весь процесс коммерческой деятельности можно представить в виде колеса:

Схема

Купить товар у изготовителя

Продать его покупателю

Часть денег оставляют на свои нужды, а на остальные опять покупают товар

Продавать товары можно по-разному.

Какой выход по продажам и покупкам товаров нашли производители и продавцы? (понятие «Оптовые продавцы» и «Розничные продавцы»).

«Розничные продавцы - это те, кто торгует в магазинах и продает товар поштучно покупателю».

«Оптовые продавцы - это торговцы, которые покупают товары в больших количествах и держат их на складах, чтобы удобнее было работать с розничным продавцом, тем, кто торгует в магазинах».

Скажите, а у нас в городе мы можем встретить оптовых и розничных продавцов? Где?

Соответствует ли название города его деятельности? (наносим на карту).

Итог урока:

1. Чем занимались на уроке?

2. Что узнали нового?

3. Были ли у вас неточные знания по какому-то вопросу и сегодня на уроке вы их закрепили?

4. Что понравилось?

Аргументированно выставляю оценки за работу на уроке.

Жанна ШАБАНОВА, учитель экономики гимназии № 23, Саранск