Я под качеством образования понимаю степень включения в процесс усвоения знаний, навыков, чужого и своего опыта, позволяющих получить:
    базовый набор знаний об устройстве мира и общества;
    профессиональную состоятельность и надежный источник средств жизнеобеспечения;
    социальную адаптацию;
    возможность реализации и развития заложенного творческого потенциала и задатков.
Идеал качества жизни для меня определяется условиями:
    Я понимаю, что вокруг меня происходит в мире.
    Я понимаю себя, вижу свои недостатки.
    Я представляю, как можно решать возникающие проблемы.
    Я окружен близкими людьми, с которыми у меня дружелюбные отношения, в моей жизни есть любовь.
    Я умею устанавливать ровные, конструктивные отношения с людьми, мне не безразличны их беды, я не причиню им зла.
    Я удовлетворен местом, которое занимаю в обществе.
    Я обладаю средствами для выполнения своих обязательств.
На достигнутом мною к 35 годам уровне зрелости я думаю так.
Сопоставление двух списков приводит к мысли о том, что первый если не достаточное, то необходимое условие достижения второго.
Получение качественного образования определяет место, которое ты займешь в развивающемся с нарастающим ускорением мире, сможешь ли соответствовать приоритетам инновационного развития. Только качественное обучение позволит выйти на компетентный уровень в профессиональной сфере, да и в любой другой, достигать поставленных целей, справляться с возникающими проблемами.
Трудно манипулировать образованным человеком, который захочет разобраться, а не присоединится к мнению большинства. Представляющий историю развития человеческой мысли субъект не станет пленником доктрины, он понимает, что сегодняшние незыблемые основы будут опровергнуты и рухнут, сохранятся ценности, которые я перечислил в определении качества жизни. То есть образование как накопление и осмысление знаний и опыта - основа сомнения.
В процессе учебы мы должны научиться, а кто-то научить не только поглощать и переваривать подготовленные концентраты знаний, но и наблюдать, сопереживать, анализировать и обобщать явления и события окружающего мира, не создавая жестких конструкций, концепций.
Очень важно научить студентов необходимости понимать других людей, это приходится делать личным примером, уважать их право на свою позицию. Мне довелось услышать такую мысль: то, как ты ведешь себя в споре, важнее, чем твоя позиция. Первоначальное неприятие такого парадокса ушло, когда я понял, что сформулировано естественное следствие принципа «Цель не оправдывает средства». А принятие этого принципа - свободный выбор человека, выбранного им мировоззрения. Иногда я предлагаю студентам подумать на эту тему, и, мне кажется, хотя бы на какое-то время стиль их общения чуть меняется.
В современном мире «жизненный цикл» знания сокращается и приближается к пределу: знания устаревают раньше, чем они технологически освоены. Первостепенное значение приобретает компетенция обучения. Пожалуй, мегакомпетенция, определяющая одну из компонент «качества жизни», - готовность и умение общаться с людьми. Специалист должен уметь формировать вокруг себя продуктивную социально-психологическую обстановку, а человек как личность реализовывать себя в общении с другими, слышать и понимать их, проявлять себя ценителем встреченной индивидуальности. Не просто выказать уважение, а на самом деле обогатиться, получить наслаждение от общения.
Учитель имеет приоритет в этом непрерывном процессе познания, он получает удовлетворение не только от усвоения знаний, но и от своего участия в наделении этим знанием других. «Уча других, мы учимся сами». Говоря проще, иногда я вижу, как за два года поменялись некоторые студенты, узнаю «кусочки мозаики», добавленные мною к общей картине их жизни. К сожалению, это бывает намного реже, чем мне хотелось бы. Тем не менее качество образования, безусловно, влияет на качество жизни самого педагога. Что касается результативности его труда, то оно определяется составом обучающихся, конструктивностью среды, в которой проходит обучение, техническим и методологическим оснащением преподавателя, а главное - его готовностью, не считаясь со временем, доносить до ребят ценности, важные для него самого. Искусственный пафос, цинизм студенты почувствуют сразу, они перестанут верить преподавателю, и им станет скучно. В позиции педагога должна быть искренность и правда, тогда дело станет только за умением, технической оснащенностью.
Целью профессионального образования не может быть достижение превосходства над другими. Молодой человек должен стремиться стать мастером, проявляющим спокойную уверенность в своей компетенции, способность эффективно решать поставленные задачи, держать под контролем и управлять ситуацией вокруг себя.

Иван СЕРГЕЕВ, мастер производственного обучения колледжа сферы слуг №10