Наш колледж уже с 1998 года начал подготовку специалистов для работы в специальных учебных заведениях, а со времени вступления в действие совместного пилотного проекта (Москва - ЮНЕСКО, 2008 год) в области воспитания и образования детей младшего возраста «Московское образование: от младенчества до школы» развернул свою инновационную деятельность в области специального и инклюзивного образования детей совместно со многими детскими садами и центрами развития детей. В сетевое взаимодействие с колледжем вошли и многие детские сады, в том числе Центр реабилитации и социальной поддержки детей-инвалидов «Яблочко» (директор Елена Златогуре).
Проект «Они нас ждут» был посвящен волонтерской деятельности студентов в специализированных учебных учреждениях, где растят и воспитывают детей, которые в силу ограниченных возможностей здоровья порой лишены свободного передвижения. Дети видят, что студенты добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу конкретному человеку. Они волонтеры, что в переводе означает «добровольцы», деньги не основной мотив их деятельности. Здесь проявляются не только профессиональные качества будущего педагога, связанные с нестандартными подходами в работе с особыми детьми, но и новые возможности, способности. Действительно, дети с проблемами в развитии ждут педагогов, способных преодолеть их внутреннее недоверие, а студенты-волонтеры приобретают умение разговаривать с детьми, слушать и слышать их, в каждом случае, с каждым отдельным ребенком находить адекватные формы диагностической, развивающей или коррекционной работы.
У студентов нет вопроса о том, что они делают и зачем, у них появляется гордость, самоуважение и удовлетворение от работы, они понимают результаты этой деятельности. Более того, у студентов возникает внутренняя психологическая потребность быть нужным особым детям, расширить круг общения и одновременно ощутить свою полезность.
На первой встрече студенты предлагали ребятам что-то сделать своими руками. Непосредственная образовательная деятельность всегда привлекает детей, скажем, им интересно сделать открытки и украсить ими свои дома. Например, на листе бумаги была наклеена елка, которую необходимо было украсить игрушками-наклейками. Понятно, что в коррекционной работе особое внимание необходимо обратить на развитие мелкой моторики рук. Детям сложно было снять наклейку с основы, требовалась помощь взрослого, эту помощь детям оказывали все вместе. Проанализировав результаты первых посещений Центра «Яблочко», было решено в дальнейшем выбирать деятельность, которая бы увлекла ребят, но с обязательным упражнением для кистей рук. Учитывая желание детей рисовать, студенты предложили сделать альбомчики для рисования на фигурной основе. Восторг был неописуемый, однако складывание листа пополам давалось ребятам с большим трудом. Им не нравится выполнять то, что вызывает трудности, так как они всегда рассчитывают на помощь взрослых. Поэтому, помогая им, студенты старались предоставлять детям больше самостоятельности. Были дети, например, с тяжелой задержкой в развитии, которых, по словам воспитателей, ничего не интересует, но внешний вид нарядной елки настолько вдохновлял их, что они не только стали украшать елочку, но и стали сами крутить полоски бумаги для открытки. После занятий с детьми состоялись консультации для родителей о значении развития мелкой моторики рук, о том, какие открытки можно сделать с детьми из разноцветных полосок бумаги. Всю работу родители выполнили самостоятельно и с большим интересом.
Побывав в этом Центре, студенты поняли, что помощь должна быть не разовой, а постоянной. Такая работа становится возможной при наличии глубокого эмоционального контакта со значимым для ребенка взрослым-педагогом. Работа с этими детьми требует от педагогов большой наблюдательности, педагогического такта и доброжелательности.
Студенты колледжа были основными действующими помощниками преподавателей на всех городских мероприятиях. На российской конференции «Подготовка и дополнительное образование педагогов для работы в инклюзивной образовательной среде» они наравне с гостями колледжа делали доклады и демонстрировали в педагогических мастерских умения, приобретенные в волонтерской деятельности и на педагогической практике. В педагогической мастерской «Развитие практических умений дошкольников, имеющих особые образовательные потребности» (руководитель В.Зайцева), были представлены уникальные техники работы с бумагой, которые Валентина Витальевна показывает на многочисленных мастер-классах и курсах повышения квалификации. Валентина Зайцева сама делает игрушки, цветы, куклы, картины, ее работы известны по выставкам в Государственном Дарвиновском музее, в культурном центре при посольстве Южной Кореи, в кинотеатрах и клубах Москвы и Подмосковья. Валентина Витальевна воспитала плеяду студентов, которые овладели техникой развития мелкой моторики кистей рук у детей, и во время обсуждения они показали приемы создания условий для коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими особые образовательные потребности.
Педагогическая мастерская «Использование музыкально-ритмической деятельности для коррекции развития детей» (руководитель - преподаватель музыки Ю.Муратова) рассказала о путях формирования инклюзивных компетенций у студентов педагогического колледжа в процессе музыко-ритмо-двигательного воздействия как фактора коррекции развития, который очень широко используется в специальных образовательных учреждениях для детей с различными проблемами в развитии уже с дошкольного возраста. Студенты, применяя деловую игру, показали, как использовать коррекционную ритмику в качестве основы двигательных систем. В результате регулирования движений у детей развиваются такие психические функции, как внимание (концентрация, объем, устойчивость, распределение), память (зрительная, слуховая, моторная). Организация в дошкольных учреждениях непосредственной образовательной деятельности с использованием музыки способствует повышению эмоционального состояния ребенка и возникновению желания поделиться своей радостью со всеми.
Педагогическая мастерская российской конференции «Воспитание основ творческой деятельности в инклюзивной образовательной среде» (руководитель - преподаватель курса детской литературы Э.Ступак) рассказала о приемах коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение слуха, в условиях дошкольных учреждений, реализующих инклюзивную практику. Театрализованные представления студентов колледжа рассчитаны не на пассивное, а на активное участие зрителей. Влияние совокупности всех видов искусств способствует психокоррекции эмоциональной сферы детей. Коррекционные задачи театрализованной деятельности включают развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, мышечного тонуса, двигательной памяти, произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной), а в некоторых случаях и преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции.
Профессиональная готовность педагога для работы в инклюзивной образовательной среде - это уровень его знаний и профессионализма, позволяющий оптимизировать решения в конкретной педагогической ситуации. Педагогическая мастерская «Психологическая готовность студента к работе в инклюзивной образовательной среде» (руководитель - психолог, выпускница нашего колледжа С.Герасимова) выявила условия эффективности профессиональной деятельности с точки зрения сформированности у студента мотивационно-целевой структуры, позволяющей ему эффективно осуществлять практическую деятельность. Для ее формирования в колледже вошли в практику психологические тренинги, которые вырабатывают внутреннюю уверенность и решимость, состояние мобилизации, обеспечивающее успешность деятельности по воспитанию и развитию детей, имеющих особые образовательные потребности.
В работе педагогической мастерской «Практико-ориентированная работа научного студенческого общества по созданию «особой книги для особых детей» (руководитель - психолог Е.Ельчанинова) приняли участие и воспитатели того ДОУ, на базе которого студенты проходят педагогическую практику. Студенты и выпускники колледжа представили разнообразные тактильные книги-пособия, используемые в индивидуальной коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения. Цель разработки таких пособий - помощь в обучении грамоте детей дошкольного возраста, младшего школьного возраста, а также усвоение ими русского алфавита и шрифта Брайля. Авторы пособия в течение последних лет занимались в НСО «Психолог и Я», прорабатывая проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ, в частности с нарушением зрения. Книга «Азбука» содержит все буквы русского алфавита, каждая буква выполнена в определенном цвете (гласный звук - красного цвета, согласный звук - синего цвета), под каждой буквой есть определенный объемный предмет, название которого начинается именно с этой буквы, рядом с буквой располагается рельефно-точечный тактильный шрифт (шрифт Брайля), предназначенный для письма и чтения незрячими людьми. Для изображения букв в шрифте Брайля используют 6 точек, расположенных в два столбца, по 3 в каждом. Пособие «Азбука» удостоено различных призов, в том числе на VIII Всероссийском конкурсе на лучшее издание для слепых и слабовидящих детей за помощь детям в процессе становления правильных представлений о внешнем мире и дальнейшей максимальной адаптации в нем.
Совместной деятельности колледжа и ДОУ по обучению студентов коррекционно-развивающей работе с детьми была посвящена работа педагогической мастерской под руководством методиста, преподавателя курса методики ознакомления с природой Т.Яковлевой. В рамках мастерской были представлены доклады студентов с видеоматериалами по созданию условий в ДОУ ЮВАО для работы в инклюзивной среде: коррекционно-развивающая работа по формированию логического мышления у дошкольников разных возрастных групп и с разными нарушениями в развитии; использование новых технологий на педагогической практике - игры с песком.
Заместитель директора доцент Т.Зимнухова руководит педагогической мастерской «Партнерство педагогов и семьи в индивидуально-коррекционной работе с детьми», в которой было установлено, что участие семьи в процессе социализации ребенка с ограниченными возможностями усиливает педагогическое воздействие на ребенка. Порой для семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, характерен комплекс психологических проблем, касающихся непосредственно ребенка и всей семьи в целом, возникают серьезные проблемы в сфере межличностных отношений, поэтому воспитатель в своей работе с семьей старается оказать квалифицированную поддержку родителям, создать комфортную психологическую среду для ребенка, а также условия для самореализации родителей, способствовать формированию адекватных отношений ребенка и взрослых, ребенка и социума, взрослых и социума.
Таким образом, квалифицированных специалистов для работы с детьми с особыми нуждами ждут не только дети, но и их семьи. Для таких специалистов важны не только профессионализм, но и тактичность, гибкость, культура общения, психологическая грамотность, способность к эмпатии, физическая и психологическая выносливость, аттракция.

Татьяна КОЖЕКИНА, заместитель директора педагогического колледжа №10