Р​оль чтения в интеллектуальном, нравственном, эстетическом развитии личности, в формировании образа жизни человека велика и неоценима. Чтение художественной литературы развивает логическое, ассоциативное, абстрактное и критическое мышление. Переход от образования на всю жизнь к образованию в течение всей жизни определяет чтение как базовую компетенцию личности. Принятие в 2006 году Национальной программы поддержки и развития чтения свидетельствует об осознании проблемы на государственном уровне.
Становление читателя начинается с детства. Семья и школа во многом ответственны за то, как будет складываться и развиваться у ребенка интерес к чтению. Педагог с профессиональной точки зрения должен грамотно организовать работу по воспитанию читателя. Он сам должен обладать высоким уровнем читательской культуры. В структуре профессиональной подготовки педагогических кадров формированию читательской культуры студентов нужно уделять особое внимание.
Наши студенты типичные представители современного молодого поколения. Проводя ежегодный опрос среди первокурсников, мы отмечаем низкий уровень читательской активности, отсутствие регулярного чтения, приоритет Интернета в информационном поиске. В профессиональной подготовке будущих педагогов формирование читательских компетенций, воспитание читательской культуры - немаловажный фактор как для повышения качества обучения, так и в дальнейшем для успешной педагогической деятельности. Поэтому в работе нашей библиотеки развитию читательской активности и воспитанию читательской культуры мы уделяем большое внимание.
Исчерпав возможности традиционных форм библиотечной работы по продвижению чтения (обзоры, книжные выставки, творческие конкурсы, литературные гостиные) и не достигнув желаемого уровня, мы пришли к выводу: нужна новая, креативная форма, которая вызовет интерес и поддержку у студентов. В ходе обсуждения проблемы на педагогическом совете в декабре 2011 года, в беседах со студентами возникло предложение организовать в колледже библиобар.
Сотрудники библиотеки создали в колледже библиобар «Территория чтения». Этот проект был направлен на развитие у студентов интереса к чтению, повышение читательской активности, воспитание духовно-нравственных качеств личности молодых педагогов через знакомство с лучшими литературными произведениями классики и современности, выход библиотеки за границы помещения, вовлечение преподавателей и студентов в совместный активный процесс чтения, обмена книгами и мнениями о прочитанном, создание единого читательского пространства колледжа.
Библиобар располагается в холле третьего этажа учебного корпуса. Стены коридора оформлены стендами, рассказывающими об истории развития книжной культуры. Вдоль стен установлены стеллажи для книг, мягкая мебель, журнальные столики, словом, создана комфортная обстановка для чтения, обмена книгами и впечатлениями о прочитанном.
Для создания фонда библиобара была проведена акция «Буккроссинг», в которой приняли участие студенты, преподаватели, сотрудники. В ходе акции было собрано около 850 книг. Всех участников акции мы попросили оставить в книге отзыв о прочитанном и высказать свои пожелания будущим читателям. На полках библиобара представлены произведения классической литературы и произведения современных авторов Пауло Коэльо, Харуки Мураками, Мариам Петросян, Умберто Эко, Бернарда Вебера, Сергея Лукьяненко, Людмилы Улицкой, Виктора Пелевина. Так как условием акции было обязательное прочтение принесенной книги, то фонд библиобара дает представление о широте интересов наших читателей. Для пополнения фонда и привлечения первокурсников к участию в этой деятельности мы приняли решение проводить акцию регулярно в начале учебного года.
Торжественное открытие библиобара состоялось 25 мая 2012 года в рамках празднования Дня библиотеки. В течение года мы старались поддерживать и развивать у студентов интерес к библиобару, привлекая их внимание проведением различных мероприятий. Например, регулярно проходили литературные обзоры, в которых принимали участие студенты и преподаватели. Каждый выступающий представлял прочитанную книгу, делился впечатлениями. Рекламируя прочитанные книги, преподаватели возбуждали у студентов интерес к своему кругу чтения, увлекали своим примером, ведь интересно знать, что читает преподаватель, прочитать эту книгу самому, а потом поделиться своими впечатлениями.
В библиобаре проходили творческие встречи с поэтами и писателями. В ноябре состоялось выступление руководителя творческого объединения «Митиноград» Владимира Константинова. На празднование Дня поэзии мы пригласили поэтов разных поколений. Перед собравшимися выступили жительница района Митино, ветеран, поэтесса Нина Емельянова, сотрудник колледжа, поэтесса Инесса Кузьмина, студенты, пишущие стихи. Интересно прошли встречи с детским писателем Валентином Постниковым, писателем и поэтом Глебом Шульпяковым.
Сегодня мы можем отметить, что библиобар стал в колледже для студентов одним из любимых мест. На переменах, после уроков здесь всегда много посетителей. Комфортная атмосфера располагает к общению на разные темы, в том числе и о прочитанных книгах. Книги, пользующиеся популярностью, передаются из рук в руки. В чтение вовлекается все большее число студентов.
Эта форма работы по продвижению чтения объединила усилия сотрудников библиотеки и преподавателей по созданию в колледже единой читательской среды, дала импульс для развития читательской культуры студентов, обогатила наш опыт новой формой работы.
Библиобар будет продолжать свою работу. Мы надеемся, что новые студенты будут увлекаться чтением, а став педагогами, передадут любовь к книге следующим поколениям.

Л.НИЖНЕВА, заведующая библиотекой педагогического колледжа №18 «Митино»