Рост региональной экономики стимулирует миграционные потоки усиливающейся потребностью в дополнительных трудовых ресурсах. Масштабы трудовой миграции стабильно увеличиваются, растет доля тех, кто оседает в Москве и связывает с ней свои дальнейшие планы. Основные страны, откуда в Москву прибывают трудовые мигранты, - Узбекистан, Таджикистан, Украина, Киргизия, Молдавия, из стран дальнего зарубежья - Турция, Китай, Вьетнам.
При этом мигранты из стран СНГ все хуже знают русский язык, снижается уровень их образования и профессиональной квалификации (более 40% мигрантов вообще не имеют профессионального образования). Все чаще мигранты приезжают целыми семьями, значительную часть которых составляют дети разного возраста, многим из которых предстоит в будущем жить и трудиться в России. В связи с этим актуальна проблема социокультурной адаптации детей и подростков из семей мигрантов средствами образования и в системе образования, поскольку именно она ключевой институт социокультурной адаптации и снижения рисков социальной безопасности региона в целом.
Департамент образования разработал Концепцию развития системы языковой, социальной и культурной интеграции детей мигрантов средствами московского образования, которая ставит перед системой образования «качественно новые задачи - содействие повышению уровня образования и квалификации мигрантов и всех членов их семей и их интеграции в общество».
Московская система образования имеет значительный опыт в сфере интенсивного обучения русскому языку, социальной и культурной адаптации детей мигрантов - от создания общеобразовательных учреждений с этнокультурным компонентом образования до организации школ русского языка для обучающихся с нулевым уровнем владения русским языком, а также разработки учебных программ и методик обучения детей, не владеющих или слабо владеющих русским языком. Все эти мероприятия ориентированы на старший дошкольный и младший школьный возраст.
Вместе с тем значительная часть приезжающих в Москву детей мигрантов - это подростки, уже имеющие основное общее или среднее (полное) общее образование. Эта категория детей зачастую выпадает из адаптационной образовательной среды, попадая вместе с родителями на рынок труда. При этом в силу различных, в первую очередь экономических, обстоятельств родители осознанно избегают институтов адаптации.
До настоящего времени остаются непроработанными проблемы создания программ и методик для профессионального обучения студентов-мигрантов, не владеющих и слабо владеющих русским языком в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих программы начального и среднего профессионального образования.
Создание целостной системы профессиональной, культурно-языковой и правовой адаптации семей мигрантов в Москве силами образовательных ресурсов сети учреждений профессионального, основного общего и дошкольного образования позволит восполнить этот пробел и создать механизм комплексного решения вопросов адаптации мигрантов и их семей в регионе. В 2012 году учреждение среднего профессионального образования города Москвы колледж легкой промышленности №5 и школа №282 начали реализацию совместного проекта по созданию системы комплексной адаптации семей мигрантов. В ходе работы над проектом оба учреждения выделили основную трудность, с которой столкнулись при обучении детей, прибывших из ближнего зарубежья: семья - носитель той культуры, в которой находится ребенок, и от адаптивных возможностей родителей зависит во многом и уровень адаптации детей. Незнание русского языка родителями влечет за собой плохое знание русского языка, особенно письменного, детьми.
В этой связи колледж и школа, территориально расположенные в шаговой доступности, начали отработку механизмов одновременного обучения родителей и детей. Эксперимент показал, что наличие у взрослых членов семей мигрантов возможности обучаться русскому языку совместно с детьми значительно оптимизирует их вхождение в языковую среду, а наличие у родителей и детей возможности посещать единый образовательный комплекс вносит существенную стабильность в процесс адаптации и позволяет сократить его сроки.
Кроме того, в процессе реализации проекта учреждениями были определены проблемные (непроработанные) аспекты интеграции семей мигрантов в трудовую и образовательную среду города, обозначены такие направления деятельности, как: обязательное включение в сеть учреждений дошкольного образования; организация одновременного обучения русскому языку, основам истории и культуры России, основам права мигрантов - родителей и детей; интеграция языковой и трудовой (для школьников), профессиональной (для обучающихся колледжа) подготовки детей мигрантов, в том числе дошкольного возраста; организация профориентации и обеспечение профессионального самоопределения подростков-мигрантов; организация лингводидактического тестирования взрослых членов семей мигрантов; подтверждение профессиональной квалификации (сертификация) взрослых членов семей мигрантов; организация краткосрочной профессиональной подготовки (переподготовки) взрослых членов семей мигрантов.
Опыт реализации совместного проекта колледжа и школы позволил частично удовлетворить общественно значимую потребность в одновременной адаптации родителей и детей мигрантов в сети образовательных учреждений, объединенных идеей совместного решения вопросов профессионального, культурно-языкового и правового обучения семей мигрантов, а также трансляции результатов этой деятельности.
Главной задачей совместной деятельности колледж легкой промышленности №5 и средняя общеобразовательная школа №282 видят отработку модели многофункционального комплекса на базе сети учреждений профессионального, основного общего и дошкольного образования (колледж - школа - детский сад), позволяющего в максимально короткие сроки интегрировать в трудовую и образовательную среду города семьи мигрантов, обеспечивая тем самым потребности экономики города в квалифицированных трудовых ресурсах, социально-экономическое и культурное развитие Москвы.
Сегодня адаптация мигрантов - процесс длительный и многокомпонентный. Наличие же адаптационных механизмов позволяет быстрее и легче осуществить интеграцию семей мигрантов в принимающее сообщество, преодолеть и минимизировать связанные с ней трудности.

Нонна КАРЕЛИНА, заместитель директора колледжа легкой промышленности №5