На короткое время в мире стали очевидны огромные деформации - политические, экономические, общественные, культурные. Современному человеку все реже удается сохранить гармонию с окружающей действительностью, следуя привычному укладу жизни; приходится постоянно перестраиваться применительно к новым условиям. Особенно динамично развивается сфера информационных технологий, напрямую влияющая на одну из граней качественной жизни - полноценное образование.
Сегодня нельзя не учитывать особенности современного мира: сеть Интернет владеет временем человека, во многом психологически заменяет для современного поколения реальную действительность. Очевидны существенные сдвиги в мировоззрении человека, который претендует на качественное образование, а не на тот объем информации, который можно получить из Сети.
Система коммуникаций и получения информации во многом формирует привычки, в значительной степени отличающиеся от тех, которые создаются в традиционном образовательном пространстве. Особенно это касается слабослышащих и глухих детей - молодежи из «мира тишины».
Осознавая, что возможность общения в виртуальном пространстве не должна заменить общение с человеком, следует подчеркнуть, что замыкание слабослышащего ребенка в виртуальном пространстве может усугубить социальное одиночество. Одиночество не может способствовать улучшению качественных характеристик жизни.
Российское образование также подвластно времени и сегодня живет в ритме «эпохи великих перемен». Еще несколько десятилетий назад в условиях стабильности учителя могли спокойно ждать, пока ученые разработают новые рекомендации, внедрят их в практику, сегодня такое ожидание стало бессмысленным - необходимо действовать, возводить своими усилиями то, что в последующем обеспечит достойное и стабильное будущее обществу. Этим объясняется желание педагогов, в том числе и тех, кто работает со слабослышащими детьми, создавать авторские образовательные программы, применять дистанционные технологии, внедрять тренинги.
Переходный период в сфере образования означает в первую очередь отказ от понимания образования как получения готового знания. Особую роль в образовательном процессе на этом этапе играет самостоятельная работа обучающихся, регулируемая педагогом. Для слабослышащих детей роль тьютора в этих условиях заменяет в том числе дактилолог. Время диктует условия человеку.
Сегодня необходим принципиально новый подход и к развитию системы профессионального образования, которое должно базироваться на гуманных принципах: создание равных возможностей для разных категорий детей, раскрытие личности посредством образовательных программ, соответствующих способностям.
Понимание образования как средства самореализации, построения личной карьеры и обеспечения достойного качества жизни должно стать доминирующим для педагогов и обучающихся. Слабослышащие и глухие подростки получают реальную возможность изменить качество жизни благодаря изменению качества образования. Время работает на человека.

Фарида БЕКМАНОВА, переводчик-дактилолог колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента №23