Понимая всю сложность темы, размышляя над ней, я подумала: «А почему бы не спросить у самих ребят, что они думают о качестве жизни и качестве образования?» Сегодняшний мир - это не только мир мобильных телефонов, персональных компьютеров, сверхзвуковых лайнеров, нанотехнологий, уникальных приборов, виртуального общения, но и социальных конфликтов, экономического кризиса. Что любопытно: я увидела, как ребята серьезно размышляют над темой, как загораются глаза не всех, но многих только от того, что их об этом спросили. Вот что они мне отвечали: «Качество жизни зависит от качества образования. Любой человек мечтает быть успешным и хорошо жить. Но хорошая жизнь зависит от хорошего образования».
Как же с этим не согласиться: ведь образование не подготовка к будущей жизни, это уже и есть сама жизнь, где мало уметь и честно применять полученные знания, где есть товарищеские, семейные обязательства, где каждый несет ответственность не только за себя, но и за все то, к чему он так или иначе причастен. Ребята мне говорили: «С детства слышим, как родители говорят: «Учись хорошо - это поможет в жизни! Если хорошо учиться, будет образование, а будет образование - будет работа». А разве существует такая прямо пропорциональная зависимость?»; «Мне кажется, качество жизни зависит от самих людей, от того, как они стремятся к своей цели»; «Качество жизни - здоровый, способный обеспечить себя и своих близких человек»; «Я считаю, что качество образования зависит от учителей...». Насколько же перекликаются мысли ребят с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию-2013: «От того, встретит ли ученик талантливого, увлеченного своим делом учителя, во многом зависит формирование личности, судьба молодого человека»! Не будет преувеличением сказать, что мои студенты - пытливые и умные люди, процесс развития которых не остановился и не завершен. Это требует и от меня как от педагога и просто человека использовать все то новое, что дает нам жизнь. Только в обществе каждый из них может развить свою истинную природу, о силе которой можно судить спустя некоторое время. Я думаю, что изменения в образовании требуют постоянного поиска в моей учительской деятельности, ведь каждый свой урок я начинаю с анализа и ответов на вопросы: «Как разбудить? Как достучаться до каждого сердца? Почему угасает готовность к саморазвитию, как ее разжечь снова?» Возвращаюсь к Посланию Президента РФ Федеральному Собранию-2013 и читаю: «Качественное обучение без воспитания невозможно».
«Тон делает музыку», но это верно по отношению не только к музыке, но и к человеку, ведь в человеке, как и в музыке, есть свой лейтмотив, своя главная мелодия, которая окрашивает и определяет звучание всего «инструмента». Именно мой студент сегодня определяет образ того человека, который будет менять не только образование, но и качество жизни в целом, ведь человек неотделим от общества. Как тут не согласиться с философским принципом «Человек - мера всех вещей!». Найти свое место в этой схеме без навязывания своих идей и правил, назидательности и нравоучительности - основная моя цель и задача. Говорить и выбирать те виды воздействия, которые помогут студенту говорить лишь то, что прочувствованно и пережито, что составляет сплав собственных знаний и убеждений.
Мне близко высказывание: «Чему бы мы ни учили, мы учим самому главному - науке добра. А для того, кто не усвоил этой науки, любая другая окажется бесполезной».

Ирина ВОЛКОВА, преподаватель физики Московского автомобильно-дорожного колледжа
имени В.Николаева