Имея опыт работы с молодежью в театральном искусстве, я постоянно задавал самому себе огромное количество вопросов о том, каким хотят видеть своего педагога подростки, чего ждут они от театральной студии, в какой форме преподавать им основы актерского мастерства, какие ставить спектакли и вообще, с чем выпускать их в тот реальный, нетеатральный мир? Таким образом, путем долгих поисков и рефлексий я пришел к форме, как это назвал, «околопрофессионального театра», решил, что если ставить завышенные планки, порой нарочито гиперболизированные, то и стоящий интересный результат не заставит себя ждать. Храня в себе эту идею, я и создал «Гримерку». Хочу заметить, что в названии кроется вся суть того, чем мы занимаемся со студентами, это не кружок, не студия, это актерская мастерская, то есть место, где ребята пробуют себя в освоении нелегкой профессии с названием «актер». И не просто пробуют, а проходят все сложные этапы становления артистом театра, несмотря на то что это всего лишь дополнительное образование. Забудем о том, что кружки нужны для заполнения своего свободного времени. Мы вышли на тот уровень, когда в системе дополнительного образования подростки получают, возможно, самые необходимые знания, те, которые обязательно используются в жизни. Я не говорю о том, что все ребята, прошедшие курс обучения в мастерской, обязательно свяжут свою жизнь со сценой, поступят в театральные вузы и до глубокой старости своей будут играть Джульетт и Гамлетов. Совсем наоборот, дети, которые приходят в «Гримерку», давно выбрали свою профессию (нужно учитывать, что это архитектурный колледж), и я не держу цели свернуть их с намеченного пути. Но было сказано великими: «Вся жизнь - театр», поэтому можно сделать громкий на первый взгляд вывод, что актерская мастерская превращается в своеобразную мастерскую жизни.
В основу обучения в нашей мастерской вошли учения К.С.Станиславского, великого педагога и режиссера, положившего свою жизнь на развитие театрального искусства, но нужно заметить, что его система и способы обучения адаптированы мной под тех ребят, которые приходят «грызть гранит... искусства». Наша первая встреча со студентами прошла под лозунгом «Чем удивлять будем?». По большей части ребята были знакомы друг с другом, все-таки они учились в одном заведении, и поэтому самым важным были знакомство их со мной как с новым педагогом и разговор о том, зачем мы все здесь собрались и что нового мы можем привнести на сцену молодежного центра. Это была весьма волнующая для меня встреча, поскольку многие студенты оказались младше меня всего на год-два, и страшно было не стать для них авторитетом и человеком, который поведет их в путь сценического актерского существования. Но все прошло прекраснейшим образом, мы сразу определили, чего хотим друг от друга и чем займемся в ближайший семестр. Первым вопросом, который мы обсудили, был вопрос дисциплины. Я объяснил им, что с этой минуты мы одна цепь, один организм, каждая часть которого настолько значима, что стоит ей выпасть на какое-то время, сложный механизм под названием «актерская труппа» перестанет свое движение вперед. Ребята задавали кучу вопросов, им было интересно, какие задания они будут получать, какие упражнения я буду давать им по ходу занятий, и самый важный вопрос - какой спектакль мы выпустим в конце театрального сезона. Этого вопроса я боялся больше всего. Дело в том, что сам по себе спектакль не был моей целью. В плане не было прописано как таковой работы над драматическим материалом. Главной задачей был творческий процесс, поиск способов существования в пространстве сцены, актерское взаимодействие с предметом, занятия по пластической выразительности и сценической речи, этюды на импровизацию и многое другое, чем хотелось «завалить» юных актеров буквально с первых дней занятий. Пришлось объяснить ребятам, что мы работаем не на результат, что ни в коем случае мы не идем к какой-то цели, к какой-то логической точке. Студенты приняли это по-разному. Конечно, каждому, кто приходит заниматься театром, хочется поскорее испытать эти незабываемые чувства, связанные с первой ролью, с новым сшитым костюмом, с первыми оплошностями и первыми актерскими победами. Но я шел по пути профессиональному, а не любительскому, поэтому на вопрос «Как скоро мы выйдем на зрителя?» ответ был готов задолго до того: «Не скоро, ребята, совсем не скоро!» Было видно, что у актеров появился стимул работать, они невероятно быстро, упорно и жадно начали принимать то, что я им преподавал. Буквально за месяц они освоили актерскую импровизацию, работу с партнером и жизнь в пространстве сцены. Такой темп действительно начал подталкивать меня в сторону постановки, вскоре в вопросе «Быть или не быть?» победила положительная сторона. Было решено: в конце года мы выпускаем спектакль. Но какой? О чем сейчас они смогли бы свободно говорить со сцены, какой материал не спугнул бы то, что мы успели приобрести в процессе коллективной работы? Это должно было быть что-то несложное, близкое ребятам, соответствующее времени и миру, в котором они живут. И тут я вышел на пьесу О.Ширеновой «Сказки сквозь камни». Пьеса легла на моих ребят удивительно четко, поскольку на данном этапе им нельзя было давать работу над какими-то глубокими образами, а здесь они нашли себе героев по душе. Можно сказать, каждый играл себя. Этого я и хотел добиться. Никаких наигрышей, все по-настоящему, по-живому. Это была не режиссерская моя работа, а скорее педагогическая, поскольку в контексте пьесы мы прямо продемонстрировали все упражнения, которыми занимались на протяжении учебного года. И жанр спектакля сам по себе вытек из всего происходящего - «сценический процесс». Спектакль сыграли. Получили дипломы на фестивалях и поняли, что теперь готовы сделать что-то более серьезное. Поэтому на следующий год кроме непрерывной актерской работы мы медленно начнем подходить к постановке пьесы Т.Уильямса «Кошка на раскаленной крыше». Это будет серьезная актерско-режиссерская работа, настоящий спектакль, о котором так грезят мои ребята. Закрывая театральный сезон - наш первый совместный сезон, мы знаем, с чем уходить в трехмесячный отдых, все понимают, что летом много времени придется потратить на самостоятельный разбор пьесы, ребята довольны тем, что работа не прекратится в период каникул. Итак, первая труппа актерской мастерской «Гримерка» собрана! Занавес поднят! Мы начинаем театр! Мы начинаем жизнь!

Кирилл ЗАБОРИХИН, руководитель «Гримерки» колледжа архитектуры и строительства №7