В педагогическом словаре «инновация педагогическая» определена как «целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом». Но согласитесь, для стабильности нужно время, материальные средства, уверенность человека в необходимости делать именно так и никак иначе. И где гарантия, что инновация обязательно улучшит «отдельные части» и «компоненты» образовательного процесса? Например, ЕГЭ вводили с благими намерениями, а результаты налицо: ежегодные скандалы вокруг проведения экзаменов, подтасовки результатов, в вузы поступают ребята, не всегда достойные в них обучаться.
В связи с проводимой реформой, направленной на тотальное обновление системы образования, у меня, как, наверное, и у многих других преподавателей, работающих в колледжах и техникумах, возникает вопрос: а будет ли нужен классный руководитель? Может быть, с развитием и всеобщей доступностью ИКТ, введением электронных журналов и возможностью общения с учащимися и их родителями по skype, появлением тьюторов эта статусная роль станет анахронизмом и постепенно изживет себя?
По образованию я юрист, но на протяжении многих лет преподаю «Обществознание» и правовые дисциплины в политехническом техникуме №13. Второй год я работаю классным руководителем в группе ребят, решивших стать электромонтерами по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
По моему глубокому убеждению, педагогика, как одна из древнейших наук, очень логична, в ней много взаимосвязей и взаимодействий. Историей человечества педагогике предписано выполнять триединую функцию: воспитывать человека, обучать человека и давать человеку образование. Три стадии одного процесса (почти как в моей родной юриспруденции), и нельзя пропустить ни одну из них, иначе процесс не состоится! Обучая, учитель воспитывает, воспитывая - обучает. При этом складывается особый вид взаимоотношений: один человек щедро делится своими знаниями и опытом с другими людьми, ради которых готов пойти на жертву. Великий гуманист и педагог Януш Корчак тому пример.
«Образ» и «образование» - однокоренные слова. Это свидетельствует о тесной связи нравственных и интеллектуальных начал в воспитании, между которыми должна быть гармония. Образование не только способствует получению и усвоению человеком знаний и умений, но и формирует систему его ценностных ориентаций. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «в образовательном процессе невозможно обойтись без формирования человеческой личности... В нем есть нечто стержневое, чрезвычайно важное - то, что называется культурным, духовным кодом нации и всего человечества. А потому все может быть изничтожено и обращено во вред человеку, обществу, государству, если образование будет оторвано от нравственного измерения».
Для меня понятия «преподаватель» и «классный руководитель» - две стороны одной медали, не могу представить себе одно без другого. Я даже думаю (да простят меня дипломированные учителя), что классный руководитель - это более широкое понятие, обобщающее и охватывающее весь функционал педагогического работника. Сочетание двух слов «классный» + «руководитель» раскрывает, чем я занимаюсь в течение всего рабочего дня: я в аудитории (в классном кабинете) работаю с группой учащихся (учебным классом), руковожу процессом подачи новых знаний, то есть спрашиваю, вызываю, объясняю, контролирую, оцениваю. После занятий провожу консультации для отстающих, встречаюсь с родителями, веду кружок... Разве это не руководство? В этом процессе задействованы обучающиеся всех групп, где я веду учебные занятия, а не только моя родная команда 21-Э. Для меня самая высокая их оценка - «Классно!», значит, не работала в пустоту, ребят задело, тронуло. Сочинила даже шутку: если тебе педагог имя, руководитель ты классный отныне!
Но «Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях» расставили все точки над i: работа классного руководителя - это «целенаправленная, системная, планируемая деятельность, направленная на организацию и воспитание классного коллектива. Классный руководитель принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств». Определена главная задача, стоящая перед классным руководителем - ВОСПИТАНИЕ классного коллектива. Легко ли решается эта задача на практике?
Кажется совсем не трудным делом «питать» юное человечество мудрыми постулатами что такое хорошо и что такое плохо, а потом ждать, что из этого получится. «Все хотят, чтобы что-нибудь произошло, - писал поэт Булат Окуджава, - и все боятся, как бы чего-нибудь не случилось».
Воспитание - сложный процесс протяженностью в жизнь. «Век живи - век учись» - гласит народная мудрость. Оно включает в себя не только слова, но и поступки людей, окружающих ребенка в семье и детском саду, подростка в школе и колледже, юношу в институте, работника в трудовом коллективе. На каждом этапе человек, взрослея и развиваясь, впитывает в себя все то, что дает ему окружение, и являет миру результаты воспитания. Я думаю, что первопричина всех проблем нашего общества то, что наши СЛОВА и ДЕЛА РАСХОДЯТСЯ: сказал одно, сделал второе, а подумал третье. За красивыми и правильными словами не всегда следуют такие же поступки. И это пагубно сказывается на подрастающем поколении. Что посеешь, то и пожнешь!
Мое педагогическое кредо: единство слова и дела. Сказано - сделано! При этом слово должно быть честным, добрым, уместным, умным, а дело - в руках мастера. Это, на мой взгляд, путь к успеху.
В группе, где я классный руководитель, 24 человека, возраст 17-18 лет, состав многонациональный (или, как теперь говорят, полиэтнический): русские, украинские и татарские ребята, таджик, узбек, дагестанец и казак.
Как наставник, я стараюсь помочь своим подопечным найти свой путь в жизни. Мы вместе размышляем о том, что успех в делах каждого дня, месяца, года зависит от целей, которые мы для себя определяем. Если у человека нет целей, то он их и не добьется. Опасно определять цели вне морального закона общества. Невозможно достичь цели, бездействуя. Это путь становления личности. Я очень хочу, чтобы все они, кто через полгода станет дипломированным специалистом, стали еще и личностями: и Дима Иванов, и Раджаб Раджабов, и Дима Круговой, и Рафаэль Талачев, и Саша Меренков, и Илья Макаревский, и Фахриддин Рахимов... Все-все, кого знаю, учу и люблю.
Информационное общество изменило нашу жизнь. Компьютер и мобильный телефон - это наше ВСЕ! В деле это незаменимые помощники, но они заменили нам всех и все! Родителей, друзей, работу, учебу, досуг. Кажется, время пошло вспять: чем взрослее становится человек, тем больше он хочет играть (я имею в виду компьютерные и телефонные игры). Причем играть постоянно и везде: дома, на работе, во время учебы, в транспорте. Благо техника позволяет. Человек уходит от реальности, ему хорошо, когда он выигрывает, плохо, когда проигрывает, он проявляет агрессию, когда его «игрушку» у него отбирают или не разрешают в нее играть.
В нашем техникуме уставом студентам запрещено пользоваться мобильным телефоном во время занятий, но запретный плод сладок. N., назовем его так, тихонько достает из кармана пиджака телефон, прикрывает его тетрадкой или учебником - и «работа закипела». Он даже не слышит, что я к нему обращаюсь, только вздрагивает, когда беру его за плечо. Знакомая ситуация?
Самое страшное для меня в этот момент не то, что студент на уроке не работал и прослушал материал, а то, что он, не смущаясь и не стесняясь, не краснея и не испытывая даже простого чувства неловкости, ГЛЯДЯ МНЕ В ГЛАЗА, ГОВОРИТ НЕПРАВДУ: «Я хотел посмотреть время» (часы на стене), «Я только хотел отключить телефон». Так постепенно человек привыкает ко лжи, пусть в самом малом и простом случае. Но ведь не зря говорят: «Единожды солгав...». Вдумайтесь: подрастает поколение игрунов и людей, которым очень просто сказать любому человеку неправду. Конечно, не все такие, но они есть, значит, есть проблема, которую надо решать.
И еще о том, что наболело, - ребята практически не могут не только отвечать у доски без помощи конспекта или презентации, но и просто общаться друг с другом: односложные предложения, междометия вместо слов, грубые окрики, нецензурные выражения, переходящие в потасовку.
Кто должен заниматься решением этих непростых проблем? Ответ у всех на устах: родители, органы государства, психологи, педагоги. И классный руководитель, ведь в его должностные обязанности входит «оказание помощи в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями». Лучше, конечно, когда это делается по зову сердца и по призванию.
Так что, по моему мнению, место классного руководителя на передовой учебно-воспитательного процесса.
Чтобы стать первоклассным профессионалом в любой сфере деятельности, недостаточно знаний исключительно в рамках своей профессии. В современном мире преимущество за людьми широкого кругозора, высокой культуры. Культура - это не только вежливость, знание этикета, это в первую очередь грамотная и красивая речь. Ни одно планируемое дело не осуществится, если участники не договорятся. Взаимопонимание зависит от того, насколько хорошо собеседники владеют нашим родным «великим и могучим» русским языком.
Для многонациональной группы это особенно важно, так как за одной партой сидят представители разных языковых групп, культур и менталитетов. Язык в данном случае не только средство общения, но и основа взаимоотношений в группе. Великий философ Иван Александрович Ильин писал: «Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почуют нашу речь. А до тех пор Россия будет им непонятна». Эту идею я пытаюсь донести до сознания ребят. Тем более что многие из них не собираются возвращаться на историческую родину, хотят остаться жить и работать в России.
Приоритетным методом в своей работе я считаю живое общение с ребятами и на занятиях, и во внеурочное время. Для меня «слово - полководец человечьей силы». Но я не преподаю русский язык и литературу, время моего урока расписано по минутам, есть тема, работаем по плану. А вот внеурочное время наше! Мы с ребятами называем его «Час общения». Иногда это время затягивается, но мы не замечаем, потому что хочется поговорить о том, что тревожит, поделиться своими впечатлениями, найти ответ на волнующий вопрос.
Для себя я придумала правило 6 «И»: искренне, интересно, интеллектуально, интеллигентно, интернационально доказывать воспитанникам, что русская речь - это искусство, и каждый из них - творец, который творит посредством слова. Ребятам оно известно, все - за, против - нет.
О чем же мы говорим на наших часах общения? Как выбираем темы? За годы работы классным руководителем у меня сложилась система воспитательной работы, которая включает в себя самые различные направления (это для проверяющих и коллег по работе), и для каждого из этих направлений у меня есть «ключевое слово» (это для ребят, потому что они непосредственные участники реализации этой системы). В рамках статьи я могу лишь их обозначить, но за этим - большая и интересная работа.
- Гражданско-патриотическое воспитание. Ключевое слово - «РОДИНА».
- Духовно-нравственное воспитание. Ключевые слова - «РОДНЫЕ, РОДИТЕЛИ, РОД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ».
- Экологическое воспитание. Ключевое слово - «ПРИРОДА».
- Профессионально-трудовое воспитание. Ключевое слово - «НАРОД».
- Эстетическое воспитание. Ключевое слово - «КРАСОТА».
Обратите внимание: все «ключевые слова» - однокоренные, исключение - «КРАСОТА». Но ведь антитеза этого слова - «уродство», а в польском языке «uroda» - «красота»!
Круг замкнулся! Вот она, система воспитательной работы: все направления тесно взаимосвязаны друг с другом СЛОВОМ! «Все доступно нашему языку. Он ...властен все выразить, изобразить и передать» (И.Ильин).
А как же ДЕЛО? Может, мы только говорим и ничего не делаем?
Приведу  пример. Весной этого года студенты моей группы Илья Лупач, Тимофей Кочетков и Илья Макаревский приняли участие в городской музейно-исторической олимпиаде «Сталинградская и Курская битвы» в номинации «Плакат военного времени». На плакате ребята изобразили легендарный Дом Павлова, символ несгибаемой воли и беспримерного мужества советского солдата. Как участники проекта, они проделали большую подготовительную работу: собрали материал про сержанта Якова Павлова, подготовили презентацию, состоящую из кадров хроники Сталинградской битвы, подобрали музыкальное сопровождение из произведений Сергея Рахманинова и песен военных лет. Отрадно, что они пользовались не только Интернетом, но и обратились к книгам, что в наше время случается не так часто. Стихи Роберта Рождественского особо подчеркнули трагедию и героику того времени. Мне отвели роль советника, все-таки уже второй курс!  
Во время защиты проекта, который ребята назвали «Ни шагу назад!», в Московском центре физического, военно-патриотического и гражданского воспитания обучающихся и студентов профессионального образования один из членов жюри поинтересовался, почему плакат выполнен в карандаше, в красках он был бы ярче, это все-таки плакат. Илья Лупач, очень скромный и тихий в жизни, ответил: «Мы хотели его приблизить к военному времени. На войне у художника не было под рукой кисти и красок. Но он не мог оставаться равнодушным и рисовал. Рисование не наш профиль. Мы будущие электромонтеры, но ведь и солдатами не рождаются! Просто нам не безразлична история нашей страны». А Илья Макаревский добавил: «Защитники Сталинграда стояли насмерть. А мы должны защитить добрую память о Великом подвиге Великого народа». Эти слова тронули меня до слез. Таких слов не было в сценарии. Может, не зря мы на наших часах общения спорили о том, почему в армию ПРИзывают, а не ЗАбирают? И почему служба в Вооруженных силах - это священный долг и почетная обязанность, а не просто долг и обязанность? Среди 115 участников олимпиады мы стали лауреатами.
После летней сессии эти же ребята, как члены Военно-патриотического поискового клуба «ФОРПОСТ», который действует в техникуме на протяжении 34 лет, отправятся в экспедицию в Зубцовский район Тверской области, где проходили кровопролитные бои в годы Великой Отечественной войны.
Так нужен ли классный руководитель в группе? Я в этом вопросе субъективна, потому что занимаюсь любимым делом.
«Есть только одно истинное счастье на земле - пение человеческого сердца. Если оно поет, то у человека есть почти все, почти, потому что ему остается еще позаботиться о том, чтобы сердце его не разочаровалось в любимом деле, а то сердце замолкнет...» Так когда-то написал Иван Александрович Ильин, и с ним я полностью согласна. Потому что, когда иду на работу, мое сердце поет!

Марина ЕПИФАНОВА, преподаватель, классный руководитель политехнического техникума №13 имени П.А.Овчинникова