Так найти ответы на вопросы, связанные с образованием, не выходя из дома? Прежде всего они есть  на сайтах школ, окружных управлений образования и Департамента образования. Скажу откровенно: видя,  как много жителей собирается  на такие встречи,  делаю три предположения (не знаю, какое из них наиболее верное). Первое предположение -  оптимистическое - все приходят на встречу, чтобы высказать свои предложения, но я по жизни, к сожалению, не только оптимист, поэтому есть и второе предположение - пессимистическое - многим велели прийти, обязали, поэтому жаль, что  на это люди тратят свое драгоценное время. Но есть у меня еще и третье,  как мне кажется, самое реалистическое предположение -  просто  никто не рассказал родителям, как можно быть в курсе всех дел в образовании, не выходя из дома.  Я даже предложил коллегам первое родительское собрание в начале каждого учебного года  проводить   на тему «Как быть в курсе всех дел в образовании, не выходя из дома». То есть я хочу, чтобы собрали родителей, провели  для них ознакомительную экскурсию  о всех  информационных ресурсах, которыми человек может  спокойно пользоваться,  все знать и не тратить  время, чтобы услышать информацию, которую  он может найти, не выходя из дома.   Все, что знаем важное для москвичей,  мы стараемся немедленно рассказать  на наших сайтах в разных формах. Нет ничего такого, чего бы нельзя было найти на наших сайтах.    Например, в районе Отрадное у школы № 962 есть свой сайт, с которого, скажем,  можно выйти на  традиционный четверговый селектор Департамента образования,   многое прочитать  о школе, в том числе о ее  финансовой деятельности, о том, сколько она получает  из бюджета средств и различных ресурсов, о  том, каково материально-техническое обеспечение школы. По сути дела, это своеобразный отчет  директора о том, как государство финансирует школу, как школа сама эти деньги расходует, сколько  у нее есть компьютеров (254 компьютера  имеет далеко не всякая столичная школа),   каковы ее  педагогический коллектив и  средняя зарплата педагогов, причем это никак не нарушает ФЗ-152 о персональных данных, так как это зарплата не какого-то конкретного учителя. Можно увидеть, что средняя зарплата учителей по школе  месяц от месяца отличается: 75, 79 тысяч рублей, а то и 140 тысяч, в декабре  она составляла 185 тысяч рублей. На сайте есть замечательная фотоэкскурсия по школе, и каждый может, не приходя в школу, увидеть практически  все, что там есть, даны контактные телефоны администрации, адрес  ее электронной почты, можно и позвонить, и написать, причем, для того чтобы задать вопрос администрации, есть очень удобная форма, которую нужно заполнить. Все жители района могут на школьном сайте принять участие в обсуждении очень важных тем, например работа управляющего совета, учебный процесс, могут оставить свои отзывы об образовательном учреждении.  Такие отзывы для меня очень важны, это информация о том, на что надо обратить особое внимание. На сайте школы есть вся информация о домах, закрепленных за  школами №962 и №952, у которых общий микрорайон, информация обо всех кружках, которые  финансируются из  госбюджета и не подразумевают сбор родительских средств  за занятия  в них.  Все это малая доля той информации, которую можно получить на сайте школы (там ее гораздо больше), но со школьного сайта можно выйти на сайт Северо-Восточного окружного управления образования и тоже  найти там какую-то важную информацию, например, номер мобильного телефона начальника Северо-Восточного окружного управления образования Грабовского, чтобы напрямую обратиться к Андрею Ивановичу. На окружном сайте есть ссылка на видеоселектор Департамента образования, и те, кому в самом деле хочется знать подробности о развитии столичного образования, могут по этим ссылкам  увидеть тот еженедельный видеоселектор, который  смотрят в реальном времени более трех тысяч  руководителей образовательных учреждений. Сегодня  любой житель Москвы  может посмотреть селектор или в режиме онлайн в Интернете, или в архиве,  приобщиться ко всем  самым острым темам, которые нам приходится обсуждать с руководителями ОУ и окружных управлений образования, получить  информацию, которая не всегда ранее была доступна, например, о средней зарплате учителей в целом по Москве. На сайте департамента  много самых разнообразных данных о  процессах, происходящих в столичном образовании,  кроме того, там есть очень важный раздел «Видео», в котором можно  посмотреть, например, как еженедельную   пресс-конференцию кого-то из руководителей  департамента, так и многое другое. На нашем сайте есть информация о каждом образовательном учреждении столицы, есть интерактивная карта поиска ОУ. Еще там есть раздел «Обращения». Обращений больше не становится, их количество стабилизировалось. В первое время после открытия этого раздела, два с лишним года назад, обращений сначала было мало, потом больше. Этот факт можно расценивать двояко:  или пессимистически - все плохо в школах, люди там ничего решить не могут и вынуждены обращаться в Департамент образования, или  оптимистически - люди увидели, что по их обращениям принимают решения, что их разбирают. Могу признаться, что все обращения на сайт департамента  я читаю сам, и все резолюции по ним мои личные. Многие знают, что я иногда даже звоню тем, кто обращается, прошу уточнить какую-то информацию. Для меня раздел «Обращения» очень важен, хотя  там бывает и то, что можно назвать «информационным шумом», искажающим точность информации. Однако  огромное количество обращений  дает очень точную, очень нужную, своевременную информацию, поэтому мы стараемся  на эти обращения  реагировать.    
Несколько лет назад на телевидении была передача, которую представители старших поколений смотрели с неподдельным ужасом. Эта передача называлась «За стеклом». Я не мог смотреть ее больше трех секунд и тут же уходил на другой телеканал. Теперь   думаю, жаль,  что тогда все не посмотрел, так как, наверное, уже тогда нас кто-то готовил к простой мысли: с появлением современных технологий мы все, в общем-то, живем за стеклом, все прозрачно, все сказанное кто-то обязательно запишет на видео, на аудио, моментально распространит. Мы сегодня прозрачны настолько, что самое глупое, что можно делать в этой жизни, - пытаться что-нибудь спрятать.  Мы ведь  сначала начинали совещание в режиме видеоселектора с начальниками округов  потому, что им ездить по Москве было  очень сложно из-за пробок, и нужно было сэкономить время. Но потом мы решили: пусть селектор смотрят директора школ, узнают, о чем  говорит руководитель  Департамента образования с начальниками округов, а затем открыли совещания в свободном доступе в Интернете, чтобы их могли смотреть родители, ученики, все, кого интересует столичное образование.
Исаак Иосифович ответил на несколько десятков вопросов москвичей. Об этом  мы расскажем в ближайших номерах «УГ-М».