Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ЭОР, и это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Каждый ученик должен уметь ставить учебные задачи и добиваться их решения; самостоятельно добывать и применять знания; составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия, задавать вопросы, ясно выражать свои мысли, заботиться о других, быть нравственным человеком, сохранять и укреплять свое здоровье.
ЭОР включают в себя оборудование для информатизации процесса обучения, куда мы можем включить интерактивную доску, компьютер, мультимедиапроектор, принтер, сканер, копировальный аппарат (ксерокс), устройство для ввода визуальной и звуковой информации (DVD), видеокамеру, фотокамеру. ЭОР позволяют учителю повысить мотивацию обучения и эффективность процесса обучения; способствовать активизации познавательной сферы обучающихся; совершенствовать методики проведения уроков; планировать и систематизировать свою работу; использовать ЭОР как средство самообразования; качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
На своих уроках мы уже несколько лет используем компьютер в сочетании с мультимедийным проектором, а на протяжении последнего учебного года - MacBook и интерактивную доску, что позволяет сделать обучение более интенсивным, вовлекая в него все способности человеческого восприятия и действенного усвоения учебного содержания; индивидуализировать процесс обучения. Мы добиваемся, чтобы ученик был активным участником учебного процесса. Путь к этому - организация учебных сред, побуждающих ученика интенсивно взаимодействовать и общаться в ходе решения учебных задач с учителем, изучаемым материалом и другими учениками. Такое взаимодействие и общение необходимо, предполагает обработку информации, отсюда возможность широкого использования в обучении ЭОР, ядро которых компьютер, в качестве инструмента, позволяющего многократно повышать эффективность учебного процесса.
Можно выделить четыре стадии информатизации общего образования. Первая - знакомство с ЭОР - освоение учащимися и учителями общих представлений о современной информационной технологии и информационной цивилизации, отдельных навыков работы с компьютером. Вторая - использование ЭОР - применение ЭОР для решения отдельных задач в рамках традиционных моделей преподавания. Третья - интеграция ЭОР - общее изменение технологии преподавания за счет внедрения ЭОР в образовательный процесс. Наконец, четвертая - преобразование (изменение содержания образования) структуры школьных предметов, системы аттестации и всего уклада школы в соответствии с современной системой образовательных приоритетов на базе ЭОР.
Мы разработали материалы с использованием ЭОР для уроков в первом классе (математика, обучение грамоте, окружающий мир), предназначенные для учителей начальных классов в одних случаях потому, что тема трудна, в других случаях - требует большей наглядности. Использование интерактивной доски облегчает труд учителя и делает процесс обучения более эффективным, а развитие ИКТ-компетентности учащихся способствует реализации системно-деятельностного подхода к обучению.

И.ЛИТВИНОВА, С.ПАНЬШИНА, учителя начальных классов ЦО №1925