Конечно, проекты, представленные учениками младших классов, не такие грандиозные, информационно насыщенные, как у учеников старших классов, но они тоже могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности, научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения.
При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту.
Начиная работу с первоклассниками в 2012-2013 учебном году, мы выделили для себя несколько проблем, это низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; неумение готовить рабочее место к учебным занятиям; неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием; невысокий уровень развития основных мыслительных операций; отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную; неумение слушать другого.
Начиная с первого полугодия первого класса мы вовлекали учащихся в проектную деятельность. Первым проектом, над которым работали ребята, стал проект «Мое любимое место в Москве». Это было сделано в начале сентября для того, чтобы ребята получше познакомились, узнали что-то новое о своих одноклассниках. Так как это был наш первый проект, то многое сразу не получилось, приходилось помогать и обучать. Второй проект, который проходил в октябре, - «Моя малая родина». Тема этого проекта была взята из курса (программы) «Окружающий мир». Мне хотелось, чтобы дети поняли смысл понятия «малая родина», побольше узнали о месте, где они живут. Для работы над этим проектом ученикам был дан план, который разобрали в классе. Следующим большим проектом стал проект «Моя семья», который построен на тематике, эмоционально близкой каждому ребенку. Он стал поводом для его содержательного общения с другими членами семьи, в ходе которого малыш учится задавать целенаправленные вопросы. Это был первый опыт интервьюирования и подбора материала в виде семейных фотографий, из которых складывается альбом.
Работа над проектом позволила решить несколько педагогических задач: развить творческие и коммуникативные способности ребенка; привить навыки сотрудничества с другими людьми и первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить ее и использовать ее для выполнения проекта; активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи.
Индивидуальные проекты получились очень разнообразные, так как кто-то более глубоко представил в проекте родословную, кто-то - семейные увлечения, кто-то - отдых и путешествия. Результатом проекта стало понимание ребенком роли семьи в жизни человека, а практическим воплощением - выставка «Моя семья», каждый ребенок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своей семьей.
Затруднение вызвал проект «История моего имени»: трудности были в подборе материала и умении представить его, то есть найти материал, обдумать его, выбрать нужное и пересказать, с этим справились не все. Не менее интересной была работа по выполнению проектов «Моя любимая сказка» и «Моя любимая игрушка», здесь ребята уже проявили большую самостоятельность, так как обе темы близки и хорошо знакомы детям. В настоящее время мы начинаем коллективную работу над проектом «Мой класс и моя школа», его тема была взята из учебника «Окружающий мир» А.А.Плешакова, разработанного по новым стандартам.
Работая по новым стандартам, мы, учителя начальных классов, начинаем работать по проектам уже в сентябре первого класса, и не с отдельными учениками, как это было раньше, а со всем классом. Существует много трудностей при выполнении проектов - дети плохо рассказывают, плохо слушают, плохо работают в группах, но главные правила проектной деятельности остались прежние: доступно, интересно, выполнимо. Все проекты, которые мы сейчас делаем, будут способствовать созданию детского портфолио.

Е.АЛМАЗОВА, учитель начальных классов школы №1352