Оценка руководителя образовательного учреждения - дело не новое. 200 с лишним лет назад в царской России в Уставе учебных заведений было записано, что директор должен быть сведущ в науках, уметь судить о профессионализме учителей и успехах учеников, оценивать учителей и работников, принимая их на работу, смотреть как за учебной, так и за хозяйственной частью. То есть в целом за прошедшие годы в принципе мало что изменилось, просто каждое из этих направлений работы директора ОУ стало масштабней, сложней и ответственней, в связи с чем и его аттестация стала несколько иной.
Цель аттестации - выявление профессиональной компетентности руководителей ОУ. При этом надо вспомнить, что аттестация - определение квалификации, уровня знаний, способностей, деловых и других качеств, но это лишь один из методов оценки, хотя результаты аттестации могут иметь серьезные последствия для руководителя ОУ. Как записано в нормативных документах, если «оценка персонала - процесс определения эффективности деятельности сотрудников в ходе реализации задач компании, то аттестация - это процедура систематической формализованной оценки соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы в должности, которую он занимает». Существенными признаками аттестации стали систематичность ее проведения; формализованность процедур и определения результатов; то, что оценка проводится на соответствие установленным должностным характеристикам и стандартам.
Действующим Законом РФ «Об образовании» установление порядка аттестации руководящих работников не предусмотрено. Вместе с тем пункт 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что расторжение трудового договора работодателем происходит в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации. Ответственность за уровень квалификации, обеспечение профессионализма сотрудников организации согласно статье 196 ТК РФ относится к компетенции работодателя и (или) учредителя.
Аттестация руководителей ОУ для подтверждения соответствия занимаемой должности сегодня стала обязательной. Она отличается от действовавшей до 2011 года добровольной аттестации на первую и высшую квалификационные категории тем, что заявление на аттестацию сам руководитель уже не пишет. Основанием аттестации на соответствие занимаемой должности может быть только представление работодателя, что обозначено в приказе Министерства образования и науки РФ (№209 от 2010 года) и в Положении о порядке аттестации руководителей государственных образовательных учреждений Москвы, утвержденном приказом Департамента образования (№573 от 20.08.2012). Положение регулирует порядок проведения аттестации руководителей государственных образовательных учреждений столицы, реализующих основные образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования, а также дополнительные образовательные программы и дополнительные профессиональные образовательные программы.
Согласно настоящему Положению аттестации подлежат:
    руководители государственных образовательных учреждений;
    кандидаты на должности руководителей государственных образовательных учреждений.
Критерии оценки профессиональной деятельности аттестуемых:
    соответствие квалификационным требованиям, установленным ЕКС;
    компетентность в решении задач, стоящих перед образовательными учреждениями;
    знание федерального законодательства и законодательства Москвы, в том числе в сфере профессиональной деятельности.
В общем виде требования к аттестуемым руководителям ОУ можно сгруппировать следующим образом:

Знания
Руководитель должен знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность учреждения;
- гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием различных уровней;
- основные положения педагогики и психологии, достижения современной психолого-педагогической науки и практики;
- теорию и практику управления образовательными системами, методику анализа и планирования их дальнейшего действия;
- современные концепции и педагогические технологии, цели, содержание, формы, методы обучения и воспитания;
- типы и виды образовательных учреждений, их особенности как объектов управления, требования к результатам их деятельности;
- основные требования к кадровому обеспечению образовательного учреждения, рациональному использованию профессиональных знаний и опыта;
- мотивацию коллектива - основные критерии оценки морально-психологического климата коллектива, формы материального и морального стимулирования работников;
- управленческую культуру руководителя образовательного учреждения;
- основы экономики, способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;
- основы менеджмента, управления персоналом, ведущие управленческие школы и концепции в сфере образования;
- процессы внедрения и определения результатов инновационной деятельности;
- современные требования к организации контроля и руководства образовательным учреждением;
- федеральные государственные образовательные стандарты, федеральные государственные требования и механизм освоения их обучающимися;
- современные информационно-коммуникационные технологии;
- государственно-общественное управление образовательным учреждением;
- основные требования по ведению делопроизводства в образовательном учреждении;
- правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.

Умения
Руководитель должен уметь:
- Разрабатывать локальные нормативно-правовые документы образовательного учреждения (устав, договоры, положения, должностные инструкции), организационную структуру управления учреждением.
- Использовать федеральное, региональное, муниципальное законодательство при организации деятельности образовательного учреждения.
- Использовать федеральное, региональное, муниципальное законодательство при организации деятельности образовательного учреждения.
- Использовать федеральное, региональное, муниципальное законодательство при организации деятельности образовательного учреждения.
- Проектировать образовательную и управленческую систему своего образовательного учреждения, анализировать действующую педагогическую систему и планировать реализацию программных мероприятий.
- Внедрять в образовательный процесс современные педагогические технологии, организовывать экспериментальную и инновационную деятельность образовательного учреждения.
- Организовывать взаимодействие и сотрудничество с образовательными учреждениями различных типов и видов.
- Принимать меры по обеспечению образовательного учреждения квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, обеспечивать формирование резерва кадров.
- Поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе, организовывать и координировать реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному труду, по повышению престижа труда в образовательном учреждении, в том числе на основе материального стимулирования.
- Планировать, координировать и контролировать работу структурных подразделений, педагогических и других работников образовательного учреждения, четко распределять между руководящими работниками организационные, контролирующие, методические функции.
- В пределах своих полномочий распоряжаться бюджетными средствами, обеспечивать их эффективное использование, формировать фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую части, привлекать дополнительные источники финансовых и материальных средств.
- Организовать участие образовательного учреждения в различных программах и проектах, сформировать и реализовать инициативы работников, создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении образовательным учреждением.
- Создавать условия для внедрения инновационной и экспериментальной деятельности с учетом инициатив педагогических работников, организовать деятельность педагогических, общественных организаций и методических объединений, направленную на улучшение работы и повышение качества образования.
- Планировать и организовывать контроль и руководство по реализации федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, по соблюдению прав и свобод обучающихся и работников образовательного учреждения.
- Определять уровень освоения обучающимися федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, обеспечивать объективность оценки качества образования обучающихся, воспитанников в образовательном учреждении.
- Определять уровень освоения обучающимися федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, обеспечивать объективность оценки качества образования обучающихся, воспитанников в образовательном учреждении.
- Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием.
- Создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении образовательным учреждением, организовывать деятельность управленческих, представительных органов, общественных организаций.
- Организовать взаимодействие с архивом по учету и сохранности документации учреждения, грамотно вести делопроизводство.
- Обеспечить четкий трудовой распорядок, соблюдение федерального и регионального законодательства по вопросам регулирования трудовых отношений в образовательном учреждении.
- Создавать условия и принимать меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, правилам санитарно-гигиенического режима и пожарной безопасности.
Аттестацию проводит Аттестационная комиссия, создаваемая Департаментом образования для проведения аттестации руководителей государственных образовательных учреждений города. Лишь ее решение, принимаемое сегодня в Москве открытым, демократическим путем, - главный и основной этап прохождения всей процедуры аттестации руководителя образовательного учреждения.
По результатам аттестации комиссия принимает одно из таких решений:
    соответствует должности «руководитель государственного образовательного учреждения» - при наличии у аттестуемого образовательного уровня и стажа работы, предусмотренного ЕКС, навыков владения и применения в практической деятельности современных управленческих и образовательных технологий, наличии положительной динамики результатов деятельности вверенного ему образовательного учреждения, выполнении не менее 70% заданий теста и не менее 50% по каждому из его блоков;
    соответствует должности «руководитель государственного образовательного учреждения с учетом рекомендаций» - при наличии у аттестуемого образовательного уровня и стажа работы, предусмотренного ЕКС, навыков владения и применения в практической деятельности современных управленческих и образовательных технологий, наличия положительной динамики результатов деятельности вверенного ему образовательного учреждения; выполнения не менее 70% заданий теста и от 30% до 50% по одному-двум из его блоков - в отношении кандидата на должность руководителя при отсутствии необходимого стажа работы, предусмотренного ЕКС, с учетом выполнения заданий теста не менее 70% и не менее 50% по каждому из его блоков;
    не соответствует должности «руководитель государственного образовательного учреждения» - при отсутствии у аттестуемого руководителя соответствующего образовательного уровня или стажа работы, предусмотренного ЕКС, отрицательной оценки профессиональных, деловых качеств аттестуемого, отсутствии положительной динамики результатов деятельности образовательного учреждения, либо выполнения менее 70% заданий теста, либо качестве выполнения теста по любому из его блоков менее 30%, либо качестве выполнения теста по трем и более блокам менее 50%.
В процессе совершенствования аттестационных процедур и анализа результатов работы учреждений приказом Департамента образовании были введены льготы при прохождении аттестации для руководителей, чьи образовательные учреждения входят в рейтинг «300 лучших школ города Москвы». (См. таблицу.)
Квалификационные испытания для руководителей ОУ, образованных в результате реорганизации в 2013 году, также имеют особенности. Эти руководители аттестуются по представлению работодателя и результатам тестирования по четырем из пяти блоков - «Государственная политика в сфере образования», «Правовые основы управления», «Деловое администрирование», «Современные образовательные технологии», освобождаясь от третьего блока квалификационных испытаний «Финансово-экономическая деятельность» и предоставления сведений о результативности деятельности ОУ.
Аттестация для руководителей ОУ, которые не вошли в рейтинг «300 школ Москвы», проходит в установленном формате:
    представление работодателя;
    приложение к представлению: сведения о результативности ОУ в сравнении с данными по городу;
    квалификационные испытания в форме тестирования по пяти блокам:
- «Государственная политика в сфере образования»;
- «Правовые основы управления»;
- «Финансово-экономическая деятельность»;
- «Деловое администрирование»;
- «Современные образовательные технологии».

Алексей РЫТОВ, директор Московского центра качества образования